Спорт и отдых Марина Гвоздева

Губерния
№6 (872) 06.02.2013

В конце 2012 года республику взбудоражила новость о том, что один из крупнейших и старейших вузов региона – Карельская педагогическая академия – попал в список неэффективных вузов, составленный Министерством образования России. Над КГПА нависла угроза ликвидации. Потеря единственного в Карелии педагогического вуза была бы непростительной ошибкой. Итогом длительной дискуссии стало решение о том, что академию присоединят к Петрозаводскому госуниверситету. По какому пути пойдет реорганизация и что ждет вуз в будущем, во многом зависит от лидеров вуза. Одним из них является Марина Гвоздева, помощник ректора Карельской педагогической академии и проректор по стратегическому развитию и инноватике. Она уверена: в непростой ситуации, сложившейся сейчас в КГПА, руководителю необходимо сделать все, что возможно для сохранения деятельности высокопрофессионального коллектива и защиты интересов преподавателей, студентов и будущих абитуриентов академии. В таком случае перемены пойдут на пользу и академии, и всему педагогическому образованию Карелии в целом.

Жизнь Марины Гвоздевой неразрывно связана с КГПА. Здесь она в свое время начинала свою карьеру, и вот уже более 20 лет верна любимому вузу.

Профессия – Учитель

– Марина Станиславовна, вы ведь родом не из Петрозаводска? Каким ветром вас принесло к нам?

– Я из семьи военного, поэтому все детство провела в разъездах. Родилась я в Киеве в уникальной семье. Почти все мои родственники по мужской линии – потомственные военные. Мои родители всегда были людьми кристальной честности и порядочности. Когда я что-то делаю, вспоминаю о них и понимаю, что подвести их не имею права.

Я сменила 10 школ, много чего повидала в детстве. Мы могли год прожить в каком-нибудь маленьком поселке в Казахстане, а потом приезжали в Москву, кстати, именно там я закончила школу. В 1985 году отца перевели в Петрозаводский гарнизон, и я приехала в Карелию вместе с родителями. Петрозаводск мне сразу понравился. Помню, огромное впечатление произвело Онежское озеро. Я почувствовала, что мне комфортно в этом городе, и осталась. Поступила на факультет иностранных языков тогда еще Карельского государственного педагогического института.

– Вы всегда мечтали быть именно педагогом?

– Поначалу я хотела быть переводчиком и даже поступила в московский вуз. Но последовала за своими родителями в Петрозаводск и нисколько об этом не жалею. Благодаря педагогам академии я профессионально и по-человечески понимаю, кто такой учитель и какую глобальную роль в жизни каждого человека он может сыграть. Студенткой я начала работать в школе и планировала продолжить работу учителем. Но когда оканчивала пятый курс, мне предложили остаться в родном институте на кафедре английского языка. Я прошла путь от ассистента кафедры до помощника ректора. Заочно окончила аспирантуру, защитила диссертацию, была заведующей кафедрой, заместителем декана, а затем и деканом факультета иностранных языков. На каждом этапе своего развития в нашем вузе я получала бесценный опыт решения профессиональных задач и сотрудничества с интересными людьми.

– Обратно в Москву никогда не тянуло?

– Конечно, у меня в столице остались родственники, одноклассники, друзья, но как профессионал я могу реализоваться и в Петрозаводске. В конце 90-х появилось много разных международных программ. Я на год уехала учиться в США, получила магистерскую степень. Программа была рассчитана на два года, но все сделала в два раза быстрее. Я вообще человек подвижный, люблю получать результат в работе и для этого готова работать много.

Современный ректор

– Чем вам приходится заниматься на нынешней должности?

– Я отвечаю за формирование стратегии вуза, за его развитие. Уникальная ситуация, в которой оказались все работники педакадемии, заставляет менять и перестраивать всю стратегию. Взглянуть по-новому на сложившуюся ситуацию мне помогла важная программа «Новые лидеры высшего образования», в которой я сейчас принимаю участие.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о проекте «Сколково».

– Я люблю учиться, совершенствоваться. Когда была деканом факультета иностранных языков, я руководила несколькими проектами в Минобразования Карелии в области сотрудничества с нашими финскими соседями. От коллег узнала о программе «Новые лидеры высшего образования», которую организовала Московская школа управления «Сколково», и подала заявку. Конкуренция была серьезная – поступили сотни заявок со всей России. Я и еще 99 человек прошли отбор (любопытно, что из всех участников программы только я оказалась представителем вуза, признанного неэффективным). В этом году у нас будет восемь сессий. В моей группе – молодые, амбициозные ректоры и проректоры, готовые работать на благо своих университетов, развивать их. С такими людьми приятно иметь дело. Я буду стараться правильно использовать их эффективный опыт и наработки в своей работе в академии.

– И какой же он, ректор XXI века?

– Это человек, который должен быть очень работоспособным, готовым к большим нагрузкам, в том числе информационным. Это человек современный, который знает, каковы сегодня приоритеты в образовании. В настоящее время наблюдается тенденция к укрупнению вузов, консолидация ресурсов. Это постепенно приводит к тому, что преподаватели и студенты станут мобильными, смогут легко перемещаться из вуза в вуз и даже из страны в страну, ведь Россия выйдет на международный образовательный рынок. Это человек уверенный, который вовремя ставит вопросы и не боится отвечать на них. Ведь сегодня важный момент – все переходит в электронный, цифровой формат. Современные школьники активно пользуются планшетами, электронными книгами, Интернетом. Возникают вопросы: каким должен быть учитель у такого школьника и как мы должны строить свою работу по подготовке будущих педагогов?

– Некоторые считают, что не стоило ломать старую систему высшего образования в России. Она же складывалась годами…

– Вы знаете, это дискуссионный вопрос, но, на мой взгляд, если сохранить старую структуру, мы не сможем готовить тех специалистов, которые необходимы современным работодателям. Их требования постоянно повышаются. Появились новые специальности, о которых раньше никто и не слышал даже, а теперь они в числе самых востребованных. Время идет вперед, и мы должны быть готовы гибко реагировать на меняющиеся запросы общества.

Изменения нужно обращать в свою пользу

– Вы упомянули тенденцию к укрупнению вузов. Это то, что происходит сейчас с Карельской педакадемией в результате реорганизации?

– Да. И это крайне неприятный момент, который носит революционный характер и вызывает сильные переживания у многих людей. Но я уверена, что мы достойно пройдем этот период. Мы заново переосмыслим ситуацию, поймем, в чем наши сильные и слабые стороны в подготовке учителей, определимся, как усилить свои позиции, оптимизируем управление вузом. Объединение с ПетрГУ должно стать взаимовыгодным процессом. Я говорю сейчас не о материальной стороне вопроса, а о соединении человеческих, интеллектуальных, профессиональных ресурсов. Педагоги в нашей стране будут нужны всегда, и опыт в их подготовке у педакадемии, конечно, огромный. Сейчас достигнуто соглашение о том, как будет проходить реорганизация – присоединение в виде структурного подразделения к ПетрГУ. Теперь нужно обсуждать грядущие изменения и вместе разрабатывать модель реорганизации, которая поможет академии сохранить все то, что мы годами нарабатывали. Ведя переговорный процесс с коллегами из ПетрГУ, нужно правильно расставить акценты, обоснованно отстаивать интересы высшего педагогического образования, подчеркивать профессиональные и научные достижения наших преподавателей. Важно понимать, что о ликвидации педагогического образования в Карелии речь не идет, и, честно говоря, анализ государственной политики в данной области показывает, что рано или поздно подобное случится во всех педагогических вузах страны. Главное, что выпускники и потенциальные студенты будут иметь возможность учиться и получить педагогическое образование. В каком формате это будет происходить – уже другой вопрос, который нам предстоит решить.

– Несмотря на грядущие перемены, 6 марта в КГПА пройдут выборы ректора. Коллеги выдвинули вашу кандидатуру на этот пост. Это можно считать высокой оценкой вашей работы...

– Я благодарна коллегам за то, что они видят во мне потенциал. Сейчас многие спрашивают: зачем идти на выборы, если вуз все равно реорганизуют? Я объясняю: люди доверяют мне, и я не могу их подвести. Я хочу оправдать возложенные на меня надежды и сделаю все, что от меня зависит, для консолидации коллектива в этот серьезный для академии период. Это вуз, в котором я получила образование, я здесь тружусь много лет, здесь работают мои друзья и коллеги. Я просто не могу оставаться сторонним наблюдателем тех изменений, которые происходят. Руководитель должен уметь принимать решения и нести за них ответственность. А ответственности я никогда не боялась.

Семья

– Расскажите немного о том, как вы проводите свободное время.

– С семьей, конечно же. У меня замечательный муж, он меня отлично понимает и во всем поддерживает. Дочь в свои 13 лет очень самостоятельная, активная. У нее необычное имя – Мэри. Дочка много чем занимается: иностранными языками, плаванием, теннисом (и меня приучила). Она – современный ребенок, знает, чего хочет, что нужно для достижения цели, и постепенно идет к этому.

– Вы можете назвать себя трудоголиком?

– Отдавать себя работе – это здорово. Но когда у меня родилась дочь, я поняла, что нужно правильно организовывать свою жизнь, грамотно использовать каждую минуту рабочего времени. Как все учителя, я привыкла тащить работу домой. Потом заставила себя от этого отказаться. Мой рабочий день может закончиться очень поздно, но дома я постараюсь сосредоточиться на общении с семьей. Я отношусь к тем людям, которые торопятся на работу, потому что им там интересно, а потом спешат с работы домой, потому что там их ждут и там они счастливы.