«История – это современная политика, обращенная в прошлое».
Талейран
Президент попросил написать единый учебник истории. Ну такой, чтобы без вранья и искажений. Полстраны очень этому обрадовались. Потому что устали от вранья и искажений. А полстраны в недоумении почесали надбровные дуги и спросили: «Как это?». Потому что разве хоть кто-нибудь доподлинно знает, как оно было на самом деле?
Я даже не говорю о Всеволоде Большое Гнездо или о Куликовом поле. Бог с ними. Это было давно, и сам летописец Нестор плохо разглядел их сквозь замутненные блюдечки своих очков. Но ведь никто ничего толком не знает даже про петлю Березовского. Тем более про революцию или гражданскую войну. В конце концов, это была борьба благородных красных романтиков против белых душегубов? Или защита белыми рыцарями своей страны от красных дикарей? Кто плохой, кто хороший? Большевики дали людям свободу или заперли всех в темницу? Сталин – это понаехавший с Кавказа бандит или великий вождь советского народа? Какие моменты истории будут признаны фактами, а какие сочтут враньем и искажениями? О чем разрешат рассказывать, а что еще на 100 лет похоронят в архивах?
Больше всего президент негодует по поводу измышлений о Великой Отечественной войне. Он говорит, что хочет правды. А историки сидят и гадают, какую именно правду он заказывает? Вот вам самый легкий вопрос. Когда Советский Союз вступил во Вторую мировую войну? 22 июня 1941 года, когда немецко-фашистская гадина напала на нас без объявления войны? Или в сентябре 1939-го, когда мы после заключения с нацистами пакта о ненападении поделили Польшу, оккупировали Прибалтику и начали ежедневно поставлять в Германию по тысяче тонн нефти и железной руды? Немцы заправляли нашим керосином самолеты и бомбили города Европы. Только получается, что в это время мы воевали на стороне фашистов? Нужно школьникам знать эту информацию? Или не стоит?
Еще вопрос. Сталинград – это позор или подвиг? Однозначно подвиг. Это же дом Павлова, беспримерный героизм солдат и решающий перелом в ходе войны. Факт? Факт. Но еще это 750 тысяч мирного населения, забытого в городе перед немецким нападением. За неделю до начала фашистской атаки из города были эвакуированы семьи партийного актива, вывезены скот, промышленное оборудование и зерно, а обычных людей оставили. То есть власть как минимум допускала возможность фашистского нападения на город. Руководство вывозило из Сталинграда коров, а людей убеждала, что они в безопасности. 23 августа горожане спокойно гуляли по набережной и ходили в кино, а потом началась бомбардировка, и за сутки в Сталинграде погибли более 70 тысяч человек. И еще 140 тысяч были покалечены. Это абсолютный мировой рекорд. Такого не знали ни Дрезден, ни Хиросима. А впереди ведь еще были долгие месяцы уличных боев, во время которых выжившие под бомбами, словно животные, прятались по подвалам. Полмиллиона сталинградцев так и не дожили до «решающего перелома в войне». И это ведь тоже история. Или это ее искажение, и школьников незачем заморачивать такими неприятными картинами? Нам хотят преподавать историю войны или романтические рассказы о ней?
Вот вопрос чуть более сложный: мы победили в войне благодаря Сталину или вопреки нему? А теперь опять легкий: мы, вообще, выиграли или проиграли? Германия капитулировала. Значит, выиграли. Это глупо даже подвергать сомнению, и сама постановка вопроса кощунственна. Но уже вскоре после нашей победы побежденные начали жить значительно лучше победителей. ФРГ стала передовой державой Европы. Япония превратилась в центр мировых технологий. Советские женщины мечтали об итальянских сапогах. И даже ГДР, хотя и жила похуже своего западного соседа, но все равно считалась самым развитым придатком социализма. А мы считались самым недоразвитым и объясняли это тяжелыми последствиями войны. Ведь мы потеряли людей больше, чем все проигравшие вместе взятые. И это тоже история.
А может быть, ее искажение. Тут уж, знаете, как президент попросит. Как попросит, такой история и будет… Такой и будет. До следующего президента.