Общество Атеисты пока обойдутся

Губерния
№16 (882) 17.04.2013

Госдума приняла в первом чтении резонансный законопроект о защите чувств верующих. Предлагается за публичное оскорбление богослужений и других богослужебных обрядов налагать штраф до 300 тысяч рублей, или обязательные работы до 200 часов, или лишение свободы до трех лет. Авторы документа подчеркивают, что закон не подразумевает репрессии, а защищает чувства граждан.

Инициатива изменить законодательство появилась после скандального выступления в храме панк-группы Pussy Riot. 

Проект вызвал бурное обсуждение в обществе. Идею нового закона, в частности, поддерживает Кремль. Как отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, он абсолютно необходим в России, но сложен в исполнении. «Кремль поддерживает идею закона, все, что касается формулировок – это работа юристов».

Профессиональные юристы недоумевают: юридически защитить чувства невозможно. Не прописано в законе, какие конкретно действия можно считать оскорблением чувств верующих. Например, выражение «Бога нет», сказанное публично, будет расценено как оскорбление чувств или нет? И не забывайте, что российская Конституция закрепляет за каждым право на свободу вероисповедания.

Один из разработчиков законопроекта, председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов рассказал, что формулировка «о защите чувств» существовала в российском КоАП с 2007 года.

– Наша основная задача – законодательно обеспечить государственную и общественную безопасность, права человека, которые гарантируются Конституцией, – сказал Нилов.

Между тем Госдуме предложили принять также и закон об оскорблении чувств атеистов. Депутаты не растерялись и изъявили готовность. Правда, острой необходимости в этом не видят.

– Атеисты не являются религиозной организацией. У них нет такого сакрального понятия, как «Бог», поэтому в чем ущемление их чувств – непонятно. – заявил депутат Ярослав Нилов.

Что думают известные люди России и Карелии?

Владимир Познер, тележурналист:

– Законопроект престранный и чреватый крайне опасными последствиями. Первое связано с понятием «оскорбление чувств» – кто это определяет?.. Ну и второе – вот запретят девушке-мусульманке носить хиджаб в школе. Это разве не оскорбляет ее религиозные чувства и убеждения? Словом, с этим законом, как мне кажется, нахлебаемся, мало не покажется. На практике меры наказания за нарушение закона могут привести к тому, что этак полстраны пересажают или отправят на принудительные работы. Кстати, этим уже занимались при Сталине. Правда, отправляли врагов народа, которые, кстати, и построили большую часть великих строек социализма. Так что дело небесперспективное.

Александр Степанов, депутат карельского парламента:

– У меня отношение к закону негативное. Под оскорбление чувств верующих можно все что угодно подвести. Книга «Мастер и Маргарита» – тоже оскорбление чувств верующих. Это фактически репрессивный закон, и ни к чему хорошему он не приведет. Я думаю, закон лоббировался иерархами церкви. И я думаю, что самим верующим этого не надо. Получается, на пустом месте можно человека наказать.

Отец Константин Савандер, руководитель отдела по работе с молодежью в Петрозаводской и Карельской епархии:

– Отношусь больше положительно, чем отрицательно. Должно быть что-то святое в нашей жизни, то что не может подвергаться насмешке, осмеянию и издевательству. Сатира в нашем государстве часто переходит в издевательство. Плюют в душу, ты, конечно, терпишь, понимаешь, что человек заблуждается. Но такую боль испытываешь все чаще. Если что-то будут про Иисуса Христа говорить плохое, мне будет больно, и я рад, что государство пытается меня защитить. Не хотелось бы, чтобы была цензура. Надо хорошо проработать этот закон, чтобы, с одной стороны, была свобода вероисповедания, свобода слова, а с другой, чтобы люди, которые сознательно хотят оскорбить, боялись. Самая большая сложность в законе, что именно считать оскорблением, но здесь, наверное, надо консультироваться с Церковью и верующими.

Людмила Улицкая, писатель:

– Закон о защите чьих-либо чувств – излишний. Потому что чувства нуждаются не столько в защите, сколько в воспитании. И надо сказать, что это одна из задач православной церкви, вообще любой церкви. И то, что мы наблюдали в связи с «делом Pussy Riot», говорит об очень плохо воспитанных чувствах верующих. Какие вообще у верующих должны быть чувства? Благоговения, любви, терпимости, смирения, милосердия. По-моему, эти чувства никто не оскорблял. Если у них есть чувства исключительности, гордости, своего превосходства над всем миром, а также нетерпимости по отношению ко всем другим людям, которые не так веруют и не так выражают свои взгляды, отчасти религиозные, отчасти гражданские, то это вопрос по воспитанию верующих, серьезный вопрос. Есть над чем подумать нашим пастырям.

Диакон Андрей Кураев:

– Я знаю православных, которых оскорбляет крестовина в раковине: мол, смываешь грязь на крест Спасителя. Их же оскорбляет, если на подошве обуви насечка в виде креста. Про тех, кто оскорбляется штрих-кодами, ИНН, паспортами и лазерными фотоаппаратами, и говорить нечего. Причем они убеждены, что это делается специально врагами Христа и слугами антихриста… Поскольку в законе не сказано, что истцом могут быть лишь религиозные организации, то для суда будут значимыми голоса тех граждан, что считают себя пострадавше-оскорбленными, а не отрезвляющие заявления официальных спикеров Церкви. Кто и как докажет светскому суду, что эти граждане не являются адекватными носителями традиционной религии? С одной стороны, я за то, чтобы Дума сократила, сузила область действия своих поправок, забыв о «чувствах», а с другой стороны – расширила эти поправки, распространив их на святыни гражданские, национальные, исторические, например, на памятники воинам Великой Отечественной войны.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что Госдума все-таки отказалась дополнить Уголовный кодекс статьей о наказании за оскорбление чувств верующих. Депутаты решили уточнить действующую статью «О воспрепятствовании осуществления права на свободу совести и вероисповеданий».