Жильцы девятиэтажки №20, расположенной в Петрозаводске по улице Мелентьевой, уже почти два месяца живут без лифта. Хозяева квартир на верхних этажах дома, среди которых немало пенсионеров, вынуждены подниматься по лестнице. Для пожилых людей – это настоящая пытка. Они уже точно знают, сколько ступенек им предстоит преодолеть на пути к квартире.
Лифта нет, счета есть
Проблема в том, что лифты в этой многоэтажке отслужили положенный им срок. И почти сразу после этого их отключили, ведь ремонтировать такие лифты по правилам уже нельзя, нужно менять. Но денег, по уже сложившейся традиции, ни в одном из бюджетов на это нет, а ни в одну из федеральных программ по замене лифтов жильцы дома №20 по ул. Мелентьевой войти не успели – не потому, что не хотели, а потому, что чиновники затянули процесс. Вот теперь люди и мучаются.
Многие пенсионеры из-за отключенных лифтов совсем перестали выходить на улицу, даже к врачу выбраться не могут, не то что в продуктовый магазин. Пожилым людям приходится умолять соседей сходить для них за самыми необходимыми продуктами. Порой «заказы» собирают со всего подъезда. А в пролетах теперь стоят табуретки. Так пожилые жильцы облегчают себе подъем. Преодолел один лестничный пролет – сел отдохнуть.
От бессилия у многих пожилых людей слезы на глаза наворачиваются: на старости лет – и вдруг такие трудности. Даже участковые врачи отказываются ходить к пациентам этого дома на вызовы. Никаких сил ведь не хватит все этажи без лифта оббегать. Медики просят людей по возможности самим приходить на прием. А у живущей на девятом этаже Елены Масловой – тяжело больной ребенок. Только-только пошел на поправку, любые нагрузки ему сейчас противопоказаны. Но каждый день он вынужден взбираться на девятый этаж.
Самое обидное, жителям дома до сих пор приходят квитанции, в которых значится строка «освещение лифта». И отменять ее коммунальщики не собираются, хотя лифты с 18 февраля не освещаются.
По строительным нормам, многоэтажные дома вообще не могут существовать без лифтов. Но это, похоже, мало кого волнует, ведь в подобной ситуации уже оказались жильцы восьми многоэтажек в Петрозаводске.
Замена одного лифта обойдется примерно в 1 миллион 700 тысяч рублей. Жильцам дома №5А по улице Репникова, где лифт тоже отключен, предложили заменить его за свой счет! Каждому придется заплатить примерно по 60 тысяч рублей. Люди в недоумении: почему они должны платить за новый лифт из своего кармана?
Прогнозы неутешительные: к концу года в Петрозаводске могут отключить еще 17 устаревших лифтов. Всего в городе более 400 лифтов отслужили свой срок. И если ничего в ближайшее время не изменится, то к концу 2014 года будут отключены все лифты на Кукковке и Ключевой.
Что дальше?
В Карельской лифтовой компании уверяют: она перестала обслуживать злосчастные восемь лифтов не по своей прихоти. Заключение об их непригодности к эксплуатации (они отработали 37 лет при положенных 25-ти) выдал инженерный центр: приборы показали непрочность несущих конструкций. Вопрос в том, что дальше?
Как известно, в замене нуждаются почти все лифты Кукковки, Ключевой и части Древлянки.
– Как конкретно будет развиваться ситуация, я смогу вам сказать только после 22 апреля, когда закончится съезд Национального лифтового союза, – говорит директор Карельской лифтовой компании Иван Ломакин. – На нем будут назначены ответственные и надзорные органы за лифтовой регламент, вступивший в силу 15 февраля. Далее все будет зависеть от того, насколько строго эти органы будут следить за соблюдением регламента. Если строго, то практически 400 лифтов у нас должны будут вывести из эксплуатации. Если спрос будет таким, как и раньше, то все будет нормально.
Нормально – это значит, что жителям трех микрорайонов не придется в ближайшее время изо дня в день взбираться пешком на высокие этажи. Но лифты от этого новее и прочнее не станут. Как бы ни работал новый регламент, для того чтобы завтра у города не появилась очередная глобальная проблема, меры необходимо принимать уже сейчас.
Еще осенью Иван Ломакин рассказывал нам о существовании программы по замене лифтов до 2015 года.
– В ней были поадресный список, сумма. Передали эту программу в городскую администрацию. Там ее согласовали и отправили в региональный Комитет по реформированию ЖКХ, где она благополучно и лежит уже второй год, – объяснил он. – Мы еще в прошлом году должны были заявиться с ней в Минрегионразвития, озвучить, какая сумма нам нужна, но почему-то не сделали этого.
Надо попасть в программу
Мы поинтересовались в Госкомитете по ЖКХ Карелии, почему это произошло.
– Эта информация не соответствует действительности, – попытался прояснить ситуацию зам председателя ведомства Виктор Дроздов. – В Карельской лифтовой компании либо лукавят, либо не понимают. Да, такая программа была разработана. Правда, не ими, а комитетом. Они принимали участие в ее разработке. Но, к сожалению, дальше рассмотрения этого вопроса дело не пошло. Решения о том, чтобы конкретно выделить средства на капитальный ремонт лифтового хозяйства, в России принято не было.
Поэтому единственная надежда карельских лифтов – деньги, выделяемые региону российским Фондом содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. За время существования Фонда (а появился он в 2008 году) в Карелии были отремонтированы 77 лифтов, около 50-ти из них – в Петрозаводске.
– Никаких других федеральных денег, которые бы выделялись дополнительно к деньгам, поступающим из Фонда по программе капитального ремонта, а мы бы их не брали, просто-напросто не было, – уверяет Виктор Дроздов. – Есть ряд регионов, которые пошли по пути того, что начали финансировать ремонт лифтов из региональных бюджетов и бюджетов муниципальных поселений. К сожалению, Республика Карелия такими ресурсами из-за дефицита бюджета не обладает.
В 2013 году на капитальный ремонт общедомового имущества у республики есть чуть более 60 миллионов рублей. Сколько из этих денег перепадет отжившим свой век лифтам – не известно. Хотя, если верить Виктору Дроздову, у тех, кому лифты уже отключили, шанс попасть в программу по капремонту все-таки есть. Так что жильцам этих домов стоит быть настойчивее: очевидно, что надеяться им теперь остается только на себя, власти их проблемы решить не могут. Или все-таки не хотят?