
Еще вчера пикеты и призывы жителей Лахденпохского района навести порядок в медицинском обслуживании были гласом вопиющего в пустыне. На все свои опасения по поводу слияния больниц (Лахденпохской и Сортавальской) люди слышали: «Волноваться не о чем». Их просьбы вернуть круглосуточные детские койки называли нецелесообразными, а требование увеличить количество бригад скорой помощи и вовсе будто никто не слышал. Министр здравоохранения Карелии Валентина Улич встречалась с лахденпохцами в Петрозаводске, когда они пикетировали здание правительства, потом сама ездила в район общаться с людьми. Однако дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда жители района устали от пустых разговоров, написали письмо президенту и собрались на прием к его полномочному представителю.
– Вот с этого момента со стороны министерства началось движение в нужную сторону, – говорит один из активных защитников местной медицины Артем Леонов.
Бесплатная медицина
Жители Лахденпохского района написали президенту о том, что в их районной больнице уже ликвидированы инфекционное, детское, гинекологическое и родильное отделения и что на весь район осталась только одна бригада скорой помощи.
Вот выдержи из их письма:
«Вы постоянно говорите, что медицина у нас бесплатная, что государство должно работать на человека, что нет ничего дороже человеческой жизни. И мы хотели бы вам напомнить, что такое бесплатная медицина. Бесплатная медицина – это когда у человека произошла какая-нибудь проблема медицинского характера, он поднял телефонную трубку, набрал 03 – и к нему через 20 минут приехала скорая помощь. И не важно, где этот человек находится: в Москве или отдаленном поселке. И все! Дальше должна работать медицинская система. А если человек набирает 03, а ему говорят, что машины нет и не будет и он должен добираться сам, не важно каким образом: кого-то нанимать, платить за транспорт, ночлег, и все это при неясном результате – это уже не бесплатная медицина…
…Мы, жители небольшого российского города Лахденпохья и района, считаем, что реформа здравоохранения, проводимая в настоящее время вами и вашим правительством, губительна для таких городов, как и в целом для страны. Ведь в таких городах и поселках проживает более 60 процентов населения России. Все мы являемся послушными налогоплательщиками и хотим получать доступную и своевременную медицинскую помощь согласно Конституции Российской Федерации и законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
«По-хорошему» не понимают
Небольшими, но уверенными шажками жители Лахденпохского района добрались до очередной встречи с министром здравоохранения республики, на которой она пообещала, что пять круглосуточных детских коек будут возвращены в состав терапевтического отделения и в районе наконец появится вторая бригада скорой помощи.
– Кроме того, мы ждем открытия обещанного гинекологического отделения и возобновления работы БАК-лаборатории, – подводит итоги встречи с министром Артем.
Немного? Возможно! Но еще вчера не было даже обещаний по этому поводу. И они бы никогда не появились, если бы все отсиделись в своих квартирах, в кругу семьи, причитая по вечерам, какая плохая районная медицина. Если бы не нашлись те, кто готов пикетировать, комментировать и стучаться в наглухо закрытые двери.
– К сожалению, – говорит Артем Леонов, – вывод из всей этой истории такой: только кардинальные поступки способны сдвинуть решение проблемы с мертвой точки. «По-хорошему» власть имущие понимать не научились.
Сдержит ли слово Валентина Улич, покажет время. А пока жители Лахденпохского района продолжают делиться друг с другом и даже публиковать безрадостные истории своих походов к местным врачам. Мы приведем некоторые из них.
История №1
У вас справа всё хрипит!
– Меня лечили от левостороннего воспаления легких, и наш терапевт (врач с высшим медицинским образованием), хмуря лоб, рассматривая мои снимки, изрекла: «У вас ЛЕВОСТОРОННЕЕ воспаление легких, а может, и туберкулез, сходите к фтизиатру, у вас тут на снимочках какие-то образования видны». Фтизиатр, изрядно измяв мою, прямо скажем, немаленькую грудь, сказал: «Не, не туберкулез». Меня около месяца лечили, ставили кучу прогреваний на левое легкое с лекарственными препаратами, но кашель не унимался и хрипы не уменьшались. Вскоре мой терапевт ушла в отпуск, видимо, навсегда махнув на меня рукой.
На очередном приеме меня встретила заботливый фельдшер нашей поликлиники (специалист без высшего образования), заменявшая ушедшего в отпуск терапевта. Услышав мои жалобы, она с помощью нехитрого устройства, а именно «медицинской прослушивающей трубочки», без снимков (!) установила: «У вас правостороннее воспаление, я же слышу, у вас СПРАВА все хрипит». И я начала лечение сызнова. То ли снимки терапевт перевернула кверху ногами, то ли она путала лево и право, но факт остается фактом: выписалась я уже у фельдшера довольно скоро, и с тех пор не позволяю себе кашлять.
История №2
Вы – не мой пациент!
– Начну с того, что болею редко, карточка, как у младенца. Но однажды заболело колено. Терпела три дня, но все же решилась сходить на прием, заранее позвонила, заказала талон и узнала в регистратуре, к кому идти. Отправили к хирургу. С невыносимой болью вошла в кабинет, а мне: «Вы – не мой пациент!» Даже не выслушав мою историю, отправили к терапевту или к невропатологу. Замечу, что к невропатологу запись аж за неделю. Пошла к участковому. В регистратуре мне сказали, что с острой болью – без очереди. И что вы думаете? Отказали. Сначала – по записи, а там, может, и примут, а может – не успеют.
Просидела с болью, всех пропустила, решилась войти. Фраза врача: «Ну, что там еще? Ладно, проходите». Выслушав мою историю, дает ответ: «Вы – не мой пациент, идите к хирургу». Я объясняю, что товарищ хирург меня отправил к вам. Нехотя, ругая своего сослуживца, врач решил заняться мной. На выходе из поликлиники встретила хирурга, который на ходу мне посоветовал: «Купи укольчики, поделай, пройдет». У меня хватило сил сходить на «магнитку», а потом найти в Интернете, как лечиться. Соседи уколы делали.
История №3
Не благодаря, а вопреки
– Когда сыну исполнился месяц (в конце ноября), педиатр порекомендовала срочно посетить детского невролога. Этот специалист приезжает из Петрозаводска, и на тот момент в районе ее не было. В регистратуре пообещали, что во второй половине декабря приедет опять. Поскольку проблема у ребенка была явная и сильно меня беспокоила (не поднимал одну ручку), я стала пытаться попасть к сортавальскому неврологу. Мне отказали, так как «она принимает только два раза в неделю, в остальные дни ходит по детским садам и школам, у нас уже своих сортавальских принять нет возможности». Я еще несколько раз попыталась, но результат был тот же.
Куда-то дальше ехать зимой с месячным ребенком не рискнула, а петрозаводская дама в декабре не приехала. Стали обещать на январь, но в январе мы опять не попали ни к этой не приехавшей докторице (в регистратуре только «завтраками» кормили – вот-вот нам позвонят, начнем запись), ни к сортавальскому неврологу. И только в феврале, в возрасте 3 месяцев (!) (это при том, что даже при отсутствии явных проблем первый осмотр положено делать в месяц), мы увидели петрозаводского спеца. К тому времени, слава Богу, движения руки начали приближаться к норме. Спасибо Интернету – маме пришлось самой изучать вопрос, работать массажистом-затейником. Сейчас все у нас хорошо, а если бы не обошлось? А если бы проблема оказалась серьезной? Сейчас мой ребенок благополучен не благодаря, а вопреки работе системы местного здравоохранения.