Тема номера Перековать мечи на бунгало

Алексей Укконе
№44 (910) 30.10.2013

Привокзальная площадь, фактически центр города. Спустившись с перрона, первое, на что обращаешь внимание – огромные панорамные окна только что отстроенной гостиницы известной международной сети. Трудно поверить, что еще пару лет назад на этом месте находились глухой забор и полуразрушенное здание бывшего хладокомбината. Хранившиеся там ядохимикаты, случись недоброе, могли накрыть центр города ядовитым облаком. Тем не менее коммерсантам, строившим гостиницу, пришлось поуговаривать жильцов соседнего дома, чтобы они не протестовали. Обычно каждый такой проект сопровождается бурными общественными дискуссиями, а то и митингами.

Курс – на туризм

Лозунги протестующих всегда примерно одни и те же: «Не дадим превратить Петрозаводск в Петромагазинск!» Так они выражают свое недовольство тем, что столица Карелии уже не соответствует своему названию, в котором заложена ее историческая миссия как заводского города, построенного 310 лет назад Петром Первым. Когда-то здесь делали пушки и другое оружие, затем производили лесозаготовительную, бумагоделательную технику и корабли. В 90-х годах XX века предприятия позакрывались, экономическая жизнь столицы Карелии скукожилась, в основном до торговли и общепита.

Попытки властей Карелии вдохнуть новую жизнь в промышленность города почти не дали результата. Прежний глава республики Андрей Нелидов объявил новый курс – на развитие туризма. По его инициативе правительство подготовило амбициозный проект, который должен был объединить туристический потенциал Кижей, Валаама, Соловков и Петрозаводска. Но дальше презентации дело не пошло – губернатора отправили в отставку, а позже назначили руководить музеем «Кижи».

Новый глава Карелии Александр Худилайнен создал в структуре правительства отдельный комитет по туризму и назвал эту отрасль одной из приоритетных на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным. Губернатор лично пытался «пробить» запуск регулярных поездов из Петрозаводска в ближайший финский город Йоэнсуу и авиарейсов в Хельсинки. Ничего из этого пока не вышло, пришлось ограничиться открытием автобусного рейса Петрозаводск – Йоэнсуу.

Статистики нет

Власти Петрозаводска решили начать с азов, то есть с определения основных приоритетов развития туризма в городе. Заказали проект Институту экономики Карельского научного центра РАН. Первые результаты работы ученые представили на международном семинаре с участием представителей турфирм и муниципальных властей Финляндии.

По словам заместителя директора по научной работе Института экономики КарНЦ РАН Евгения Жирнеля, одна из главных проблем, с которой столкнулись авторы проекта – отсутствие статистики. Никто достоверно не знает, сколько туристов приезжает в Карелию и в Петрозаводск.

– Официальная статистка фактически отсутствует, маркетинговые исследования проводятся фрагментарно от проекта к проекту, – сказал Жирнель.

Как сообщила начальник отдела экономического развития администрации Петрозаводска Ирина Негодяева, детальной статистики, учитывающей, как в Финляндии, каждого туриста, не ведется не только в Карелии, но и вообще в России. Данные приходится получать на основании косвенных экономических показателей и опросов турфирм. По оценке администрации, с начала года в городе побывало около 900 тысяч человек. При этом услугами гостиниц воспользовалось лишь около 300 тысяч туристов. Где останавливаются на ночлег остальные гости города, чем занимаются, какие достопримечательности и музеи посещают, ни власти ни ученые не имеют представления.

По словам Жирнеля, в такой ситуации турбизнесу и власти непросто понять, в каком направлении следует развивать эту отрасль. Ученые попытались дать несколько рекомендаций.

Одна из них связана с тем, что туристы все реже покупают организованные туры и предпочитают путешествовать самостоятельно. В этом помогает Интернет. Однако по данным опросов, которые привел Жирнель, лишь 13% гостей узнали о существовании Петрозаводска через туристические интернет-ресурсы. Все остальные решили приехать по совету родственников, знакомых. Это значит, что турфирмы и власти должны позаботиться о презентации туристского потенциала столицы Карелии в сети.

Кто к нам едет?

Вторая особенность туристического бизнеса в Петрозаводске в том, что сюда приезжают в основном жители Москвы и Петербурга. В последнее время, после открытия регулярного автобусного сообщения с Йоэнсуу, в столицу Карелии стали чаще наведываться финны. Этих туристов не смущают высокие цены в местных гостиницах, но для приезжих из других городов России и районов Карелии стоимость проживания слишком высока. Чтобы привлечь их, нужно снижать цены, резюмируют авторы проекта.

Но главное, что нужно туристу – это интересное времяпрепровождение. Памятников архитектуры в Петрозаводске немного, а те, что есть, разбросаны по городу.

– Практика показывает, что для туристов надо создавать условия на ограниченной территории, где сосредоточены объекты показа, – говорит ученый. – Такая территория у нас есть – набережная города. Петрозаводск активно развивается, включая близлежащие кварталы.

По мнению Жирнеля, заинтересовать туристов можно зрелищными мероприятиями, такими как ежегодный Международный зимний фестиваль искусств «Гиперборея». Половина турфирм использует подобные праздники в своей работе и предлагает создать единый календарь событий, интересных туристам. Но сами турфирмы почти не проявляют инициативы, редко предлагая новые экскурсионные маршруты.

– Ни одна турфирма не приходила к нам в музей и не говорила: давай сделаем что-то новое о карело-финской архитектуре, сталинском ампире и так далее. Нужно формировать разные истории и предлагать эти истории на рынке, – сказал заместитель директора Национального музея Карелии Денис Кузнецов.

Но привлекательный туристический имидж города – это не только хорошие гостиницы и интересные зрелища. Не менее важным авторы проекта считают общий облик столицы Карелии, ее разбитые дороги, замусоренные улицы и обшарпанные здания. Ученые нашли этому деликатное определение – «необустроенность городской среды».

– Дискомфорт, который связан с необустроенностью, испытывают и жители города, и туристы одинаково. Если город хочет быть комфортным для туристов, он должен быть комфортным для жителей, – считает Жирнель.

Сложный город для туризма

Неожиданную дискуссию на семинаре вызвал вопрос: кто возьмет на себя работу по проведению всех этих планов в жизнь? Кто-то считает, что это дело бизнеса, другие настаивают, что без органов власти не обойтись. А есть и такие, кто советует властям заняться проблемами поважнее и отвергает возможность Петрозаводска стать «туристической меккой».

– Петрозаводск возник как промышленный город, и вряд ли он станет курортным местечком, – поделился мнением депутат парламента Карелии Александр Степанов. – У нас климат не тот, у нас почти нет исторических кварталов. Это не значит, что туризм не нужен, но у него должно быть свое место, и не надо преувеличивать его значение. Нам нужны новые производства, новые технологии. Это гораздо важнее.

Такую точку зрения опровергает опыт соседних северных территорий Финляндии с похожим климатом и природными красотами. Участвовавший в семинаре представитель финской компании Karelia Expert Маркку Литья рассказал, что вклад туризма в ВВП Финляндии больше, чем лесного хозяйства и пищевой промышленности. А на северных территориях страны турбизнес развивается даже быстрее, чем в остальной части Финляндии.

По мнению директора Института экономики КарНЦ Юрия Савельева, ставка на развитие туризма не означает, что надо поставить крест на промышленности города.

– Одно другому не противоречит, – сказал Савельев. – Вы заинтересованы в том, чтобы организовать инновационный центр на «Петрозаводсмаше», организовать обмен опытом, выставки технологий и так далее? А это уже основа развития туризма.

По мнению Савельева, стратегия развития туризма, которую разрабатывают ученые, призвана примирить противоборствующие точки зрения.

– Город – сложный с точки зрения политической и общественной ситуации, – отметил Савельев. – Любая инициатива наталкивается на конфликт интересов. Поэтому такая стратегия нужна, она должна объединить городское сообщество.