Общество Руины под охраной

Александр Фукс
№44 (910) 30.10.2013

Поздравляем. Руины недогоревшей детской поликлиники на проспекте Ленина по-прежнему будут украшать столицу Карелии. Такое решение принял Арбитражный суд республики, удовлетворив иск Министерства культуры к владельцам этих руин. Иными словами, Минкульт добился того, что в центре Петрозаводска еще неведомо сколько лет будет продолжать стоять сгнившее и разрушенное здание.

Долгая история

Напомним: симпатичное деревянное строение, в котором находилась детская поликлиника №1, сгорело в 2001 году. Однако сгорело оно не дотла. Не исключено, что после того пожара дом можно было отреставрировать, но почему-то ни городские, ни республиканские власти не захотели этого делать. Видимо, у них не было денег. У них никогда нет денег, поэтому они предпочли завесить позор тряпкой и сделать вид, что это нормально. Впоследствии недобитое здание горело еще минимум дважды, но всякий раз пожарным удавалось спасать его от полного уничтожения. А в 2006 году это пепелище взяла в аренду фирма «Техпромстрой». По договоренности с администрацией Виктора Маслякова бизнесмены собирались построить на месте недосгоревшей избы новое здание, внешне напоминавшее старое. Офисно-деловой центр со стеклянной пристройкой во дворе. Мэрии за содействие было обещано порядка 200 квадратных метров удобных отремонтированных кабинетов. А некоторым работникам мэрии, может, и еще кое-что. Но этого мы не знаем, ибо, как говаривал мэр Масляков, «деньги любят тишину». Однако через три года Виктор Николаевич резко удалился в Москву руководить русским лесом, его сменил Николай Левин, а у него, видимо, были свои планы на этот участок земли. По крайней мере, согласованный и практически одобренный проект вдруг оказался забракован, и труп поликлиники продолжил разлагаться на центральном проспекте республиканской столицы.

Говорят, левинские чиновники предлагали руководству «Техпромстроя» отступные, чтобы расторгнуть договор аренды и распоряжаться таким центровым местом самим. Бизнесмены ответили отказом, и им чуть ли не в десять раз увеличили арендную плату. Но в итоге в 2010 году «Техпромстрой» выкупил 90 процентов здания в собственность (за мэрией осталось не более 50 квадратных метров). И вот этим летом новые владельцы внезапно пригнали экскаватор и сокрушили всю внутреннюю стену своего дома. Трудно сказать, на что они рассчитывали, ведь к этому времени усопшую поликлинику успели причислить к выявленным объектам культурного наследия, и сносить ее без разрешения Министерства культуры было нельзя. Снос остановили, действия «Техпромстроя» признали незаконными, да еще и запретили вывозить гору разломанных досок, определив, что их можно будет использовать как вещдоки совершенного бизнесменами преступления. С той поры эта гора так и красуется посреди Студенческого бульвара, производя впечатление декораций какого-нибудь фильма про войну.

Вскоре после тех событий Министерство культуры обратилось в Арбитражный суд с требованием обязать «Техпромстрой» исполнять взятые на себя обязательства по содержанию здания. С точки зрения Минкульта, остатки выявленного объекта культурного наследия следовало законсервировать в том состоянии, в каком они находятся сейчас. Нужно зашить оконные проемы, укрепить как-нибудь стены, накрыть «памятник» сверху тентом – и пусть все остается как есть. Главное ведь, сохранить остатки старины. Уберечь хотя бы то, что осталось. И не важно, что эти руины портят вид города. Главное, что от них веет стариной. Акрополь, в конце концов, тоже разрушен, но никто же его не сносит и не строит на его месте офисно-деловой центр.

Бизнесмены пытались защищаться, доказывая, что на сегодня сохранять уже практически нечего. По их данным, древесина почти насквозь заражена белым домовым грибом, и спасти ее невозможно. Кроме того, площадь развалин столь велика, что натянутый над ними тент может не выдержать тяжести зимних осадков и рухнет. Строить вокруг сгоревшего сарая посреди города саркофаг дорого и глупо. А поэтому содержание убитого здания нецелесообразно. Правильнее убрать этот мусор и построить на его месте добротную копию бывшей поликлиники. Она, правда, будет выполнена не из дерева, а из бетона, но снаружи ее облицуют специальным похожим на дерево синтетическим материалом. Дело в том, что пожарные запрещают делать фасады из дерева, но тот материал, который «Техпромстрой» собирается использовать, внешне от дерева будет не отличить.

Казалось бы, что в этом плохого? Однако Министерство культуры заняло непримиримую позицию и победило. Суд удовлетворил иск Минкульта в полном объеме и обязал «Техпромстрой» окружить развалины вниманием и заботой. А именно заколотить окна и накрыть кровлей.

Мнения

Регина Притчина, председатель ТСЖ «Фонтан»:

– Это безобразие находится практически у нас во дворе. Люди устали на все это смотреть. Мы хотим, чтобы развалины наконец снесли и на их месте построили такое же здание. Так, как у них нарисовано в проекте. Только без этого стеклянного куба посредине. И пусть оно просто будет прикрыто «шкуркой под дерево», но это все равно лучше, чем то, что творится сейчас.

Архитектор Елена Ициксон, приглашенная Минкультом в суд в качестве эксперта:

– Я не верю, что здание, которое «Техпромстрой» собирается строить, будет таким, как они обещают. Фасады ведь не будут деревянными. Они облицуют дом сайдингом и получится уродство. В городе уже есть похожие примеры. Ни два, ни полтора. И не деревянный дом, и не современный. Летом проводилась серьезная техническая экспертиза, она установила, что 50 процентов древесины находится в хорошем состоянии. Дерево вообще очень стойкий материал. Если оно не проедено грызунами или червем, то свои кондиции способно сохранять очень долго. После пожара Екатерининская церковь тоже ведь производила удручающее впечатление, но ее же отреставрировали. Так же нужно отреставрировать и здание поликлиники.

Артем Волков, директор фирмы «Техпромстрой»:

– Реставрация – очень серьезное и дорогостоящее дело. У нас просто нет таких возможностей. Когда мы брали это здание, речь шла о взаимовыгодном проекте. Чтобы и мы получили выгоду, и город получил нормальное здание, соответствующее его историческому облику. Теперь же получается абсолютная ерунда. Ваши власти предпочитают иметь в центре города помойку и называют это борьбой за культуру.

---------------------------

Таким образом, ситуация сложилась патовая. Государство не дает бизнесу строить, прикрываясь красивыми разговорами о культуре посреди мусорной кучи. А бизнес не имеет ни сил, ни желания заниматься тем, чем, по сути, должно было заниматься государство еще 13 лет назад – после самого первого пожара. И ведь даже если предприниматели откажутся от этого здания и оно каким-то образом окажется в государственной собственности, у Минкульта не будет средств на то, чтобы его реставрировать…

Между тем люди все больше и больше поговаривают о том, что следующим летом, а может, уже и нынешней зимой, этот памятник демагогии и бесхозяйственности все-таки сгорит. И тогда охранять уже станет просто нечего.