Общество Это запомнится на всю жизнь!

Анастасия Вайник
№44 (910) 30.10.2013

В Карелии побывал олимпийский огонь. Отношение к самой Олимпиаде в Сочи в народе неоднозначное, а уж размах эстафеты олимпийского огня многих откровенно раздражает. Дескать, лучше бы потратили деньги на дороги, школы, больницы, детские дома, пенсионеров – список возможных адресных финансовых вложений бесконечен. Но недовольные ворчуны все же оказались в меньшинстве – по крайней мере, казалось, что в Петрозаводске олимпийский огонь встречал весь город.

«Я хоть и старый, но спортсмен»

Уже у памятника Петру I, куда огонь XXII зимних Олимпийских игр прибыл с острова Кижи, собралось так много желающих стать свидетелями этого события, что в буквальном смысле слова яблоку негде было упасть. Даже хранители огня (да, есть специальная служба хранителей огня), прибывшие на место минут за 10 до начала торжественно-приветственных речей, подивились: «А чего народу-то так много?» Между тем до Карелии огонь побывал уже в 12 регионах, и им (хранителям) уже есть с чем сравнивать.

Сама встреча огня была традиционно карельской – с Петром I, который почему-то говорил о гаджетах и призывал оторвать попы от кресел и диванов, перестать водить пальчиком по сенсорным экранам и заняться спортом.

Первым факелоносцем стал двенадцатикратный чемпион мира по пулевой стрельбе, многократный рекордсмен мира, участник Олимпийских игр в Мюнхене и Монреале (1972 и 1976 годы), судья международной категории Валерий Иванович Постоянов. Накануне Валерий Иванович признался, что очень волнуется из-за состояния здоровья, спина сильно беспокоит – все-таки ему уже 72 года, а для здоровья хороша физкультура, а не большой спорт, в котором он провел не один десяток лет. После передачи эстафеты у Валерия Ивановича спрашивали: не тяжело ли было и не захлестнуло ли волнение? «Ребят, я же хоть и старый, но спортсмен! С волнением умею справляться. Но, конечно, очень ответственно».

Дальше огонь «побежал» по городу – через набережную, проспект и площадь Ленина на Курган и обратно через проспект Александра Невского к площади Кирова. Одним из факелоносцев, конечно же, стал наш замечательный гимнаст, участник Олимпийских игр в Лондоне Александр Баландин. Он, кстати, сказал, что нисколько не волнуется, но буквально за пару минут до передачи эстафеты попросил одного из организаторов подержать факел и понадежнее перешнуровал кроссовки. А уж когда факел в его руке зажегся, то, пожалуй, и он сам понял – волнуется.

Кстати, во время эстафеты есть так называемые «стоп-зоны», где проводится некая культурная программа, и в это время факел гасят. На площади Ленина олимпийский огонь встречали Екатерина Великая и Гаврила Державин. Они, однозначно, сговорились с Петром I, поскольку продолжили тему о гаджетах и необходимости оторвать попы от кресел и диванов, правда, в стихотворной форме. Хорошо хоть Гаврила Романович в пику времени отказался читать свои вирши, предпочтя пусть не самые успешные, но короткие формы.

Хранители огня

После того как все речи сказаны, стихи продекламированы, песни спеты – факел вновь зажигают и эстафета продолжается. И не надо иронизировать – никаких зажигалок, факел специальной лучиной зажигают те самые хранители огня, которые огонь оберегают и проносят его в специальной лампаде по маршруту всей эстафеты вместе с факелоносцами.

Этих хранителей двое: один очень серьезный, даже суровый – именно он проводит все манипуляции с огнем и факелами, а второй тоже вроде не весельчак, но как только поворачивается к публике, тут же «включает» улыбку, демонстрируя лампаду, в которой горит огонь с Олимпа. Интересно, они так до Сочи и побегут? Судя по «картинкам» из других регионов, там были именно они, ну или так просто попадались в кадр. И в кого, интересно, можно переквалифицироваться из хранителей огня? Дело в том, что на сайте Олимпиады в Сочи в разделе «Вакансии» под предложениями о работе есть формулировка, обещающая трудоустройство после окончания Игр. Вот куда можно трудоустроить людей, охраняющих огонь? Ладно, это так – размышления по пути к площади Кирова.

Здесь олимпийский огонь ждали задолго до начала официально объявленной церемонии встречи в 18.00. К шатрам Coca Cola и Ингосстраха выстроились очереди. Здесь можно было задаром получить фирменную светящуюся бутылочку газировки или синенький светящийся «факел», а еще сфотографироваться с олимпийским факелом. Судя по опросу людей в очередях – последнее их интересовало больше. А вы говорите, что никому-то эта Олимпиада и эстафета не нужны.

Стоял и фургончик, в котором можно было купить фирменную олимпийскую одежду. Самым большим спросом пользовались перчатки с разноцветными пальчиками. Стоят такие олимпийские перчаточки 500 рублей, а куртки (вполне обычные, без каких-либо ноу-хау в материалах) продавали за 9500 рублей. Страшно даже представить, во сколько обойдется полный олимпийский комплект с бельем, футболками, спортивным костюмом, комбинезоном, обувью и шапочкой…

Ну, а народ собирался, замерзал и ждал хоть какого-то движения, но сцена молчала. Начало концерта задержали почти на полчаса, и все опять же из-за нижегородской компании, о которой уже не раз говорилось весьма нелестно, которая не впервые подводит то со сценой, то со звуком, то со светом, но почему-то все время выигрывает конкурс в Петрозаводске на проведение больших городских мероприятий. В этот раз вновь не было звука, обледеневший асфальт перед сценой вместо соли посыпали почему-то песком с камнями (а там должны были выступать спортсмены, в том числе и на роликовых коньках), и только за полчаса до начала концерта площадку перед сценой спешно чистили с помощью ломиков. Как говорится, без комментариев.

Медведева

Когда же удалось наладить хоть какой-то звук, время вроде как побежало быстрее, и уже через час, в 19.30, вся площадь Кирова встречала олимпийский огонь, который несла наша олимпийская чемпионка Евгения Медведева. К слову, восемь лет назад на Олимпиаде в Турине именно Евгения Медведева завоевала первую медаль для российской сборной, став бронзовым призером в дуатлоне, а затем, уже, казалось бы, в безнадежной гонке, на своем этапе выиграла для России «золото» в эстафете.

Евгения призналась, что, пробегая по площади среди приветствующих ее людей, вспомнила финиш своего заключительного, четвертого, этапа золотой эстафеты на Олимпиаде в Турине.

– Евгения, кажется, что вы еле сдерживаете слезы…

– Это на самом деле так. Если в спорте я боролась с соперниками, то сегодня – с переполняющими меня эмоциями. Факелоносцев привозили к месту передачи эстафеты на автобусе – я вышла и тут же увидела старшую дочь, мужа, сестру – близких мне людей. Мы только успели обняться, и я уже принимала эстафету, а дальше… это было так здорово и очень волнительно!

– Вы будете выкупать факел?

– Я его уже выкупила, и он будет храниться у меня дома – в моем личном музее, где все мои награды, медали, кубки. Этот факел куда значимее любого кубка.

– Сейчас много говорится о том, что лучше бы наши власти потратили деньги на что-нибудь другое. Как вы считаете, нужна эстафета олимпийского огня?

– А вы посмотрите, сколько людей пришло! И сколько детей! Это же запомнится на всю жизнь. К тому же, не каждый сможет поехать в Сочи, но уже, получается, прикоснулся к олимпийскому огню – и это действительно объединяет! Конечно, эстафета нужна. И, кстати, в автобусе, который привозил факелоносцев к точкам передачи эстафеты, организаторы говорили, что в Петрозаводске эстафету принимают просто прекрасно!

Евгения Медведева вместе с губернатором Карелии Александром Худилайненом зажгли огонь в чаше олимпийского огня, которая теперь навсегда останется в Петрозаводске. Минут через 20 частичку огня, горевшего в Петрозаводске, специальной лучиной присоединили к тому самому огню с Олимпа, не угасающему в специальной лампаде хранителей огня. И огонь последовал дальше.

К слову, после Карелии олимпийский огонь уже установил один рекорд, прибыв из порта в Мурманске на Северный полюс в непривычно короткое даже для моряков время. И вообще эта эстафета олимпийского огня должна попасть в Книгу рекордов Гиннесса как самая продолжительная и масштабная национальная эстафета. Все это, конечно, здорово, и бог с ними, с деньгами, – только вот не рано ли мы о рекордах заявляем? И здесь ли надо рекорды устанавливать? Как выяснилось, даже самых патриотичных и оптимистичных россиян смущает именно это. Что ж, посмотрим – до Олимпиады осталось чуть больше трех месяцев.