Общество Маршрутчики устроили в Петрозаводске транспортный ад

Ксения Сорокина
№3 (921) 15.01.2014

С большой неприятности началось для жителей Петрозаводска утро понедельника. Люди, как обычно, пришли на остановки, намереваясь спокойно добраться до работы. Но маршрутные автобусы… пропали. Шло время, а они все не появлялись. На остановках скопились толпы. Как выяснилось позже, рано утром водители почти всех столичных маршрутов безо всяких предупреждений объявили забастовку. Как только в мэрии Петрозаводска узнали о случившемся, срочное сообщение тут же было передано по всем радиостанциям города. Однако многие уже успели выйти из дома, поэтому возмущение горожан вполне объяснимо. А вот поведение самих водителей маршруток и их хозяев вызывает множество вопросов.

Троллейбусный ад

На 7:20 на линии были всего 5 маршруток из 300, которые обычно работают в городе. Не бросили пассажиров на произвол судьбы только те водители, которые работают у петрозаводских перевозчиков. Маршрутки №25, 20 и 3 исправно возили горожан все утро. Ситуацию слегка облегчило МУП «Городской транспорт», которое в кризисной ситуации выпустило на маршруты даже больше троллейбусов, чем было запланировано. Водители же, работающие на маршрутах, принадлежащих питерским перевозчикам, в полном составе не вышли на работу.

В троллейбусах рано утром творился настоящий ад. Замерзшие в ожидании маршруток люди отчаянно бросались на штурм «рогатых», на остановках скопились толпы пассажиров. Вызвать такси было тоже практически нереально – ждать машину приходилось по часу-полтора. «Бомбилы» тут же воспользовались ситуацией, взвинтили ценники в два-три раза и принялись караулить опаздывающих людей на остановках.

Что самое интересное, поначалу маршрутчики ничем не объясняли свое поведение. В официальном сообщении мэрии было лишь сказано, что забастовка произошла «в связи с протестными настроениями среди водителей, работающих у частных перевозчиков». И только ближе к 11 утра появилось официальное письмо перевозчиков за подписью первичной профсоюзной организации «Пассажирские перевозки Петрозаводска», в котором они наконец-то слегка прояснили ситуацию. Как было сказано в письме, забастовка произошла из-за снижения стоимости проезда в троллейбусе – с 17 до 10 рублей.

Письмо перевозчиков

– После проведенного Администрацией Петрозаводского городского округа демпинга цен на общественном транспорте, а именно снижения стоимости проезда в троллейбусах с 17 до 10 рублей, сотрудники наших предприятий обратились к нам, выдвинув ряд требований, среди которых – снижение стоимости проезда в автобусах и пересмотр порядка начисления заработной платы (премирования) в независимости от собранной выручки, – объясняют перевозчики. – В течение всей прошлой недели неоднократно проводились собрания с трудовыми коллективами. Нами были предприняты все попытки решить данную проблему в рамках закона.

К сожалению, социальную напряженность не удалось удержать в границах контроля. Утром 13 января часть водителей перестали выполнять свои должностные обязанности, отказавшись выезжать на линию и перекрыв выезд другим водителям, и тем самым полностью блокировали работу общественного транспорта города Петрозаводска. Для поддержания правопорядка на территорию предприятий были вызваны сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, ФСБ.

Больше всего возмущает перевозчиков тот факт, что Троллейбусному управлению в мэрии разрешили снизить стоимость проезда до 10 рублей.

– Мы не можем объяснить, каким образом предприятие, находящееся в одной из стадий банкротства, обосновав на комиссии себестоимость проезда в размере 27 рублей, снижает стоимость проезда до 10 рублей, – пишут перевозчики. – Кроме того, 27 декабря 2013 года временный управляющий ПМУП «Городской транспорт» зарегистрировал обращение о запрете совершать ПМУП «Городской транспорт» действия, направленные на изменение условий публичного договора перевозки транспортом в части тарифа 10 рублей, а 30 декабря Арбитражный суд Республики Карелия удовлетворил данное заявление. В настоящее время нами направлены обращения в Администрацию города, прокуратуру, УФАС о проведении проверки обоснованности тарифа на перевозки пассажиров троллейбусами. Наши предприятия экономически обосновали и подтвердили в Администрации города предельные тарифы в размере 20–24 рублей. Нами были даны обещания оставить стоимость проезда на уровне 20 рублей. Были приобретены новые автобусы, производилось оснащение ремонтной базы, т.е. проводилось создание полноценных транспортных предприятий, отвечающих всем современным требования.

Ну и как вам такое объяснение? Выглядит оно вовсе не убедительно. И это еще мягко сказано. Перевозчики фактически устроили в городе транспортный коллапс, «взяв в заложники» тысячи людей. Горожане мерзли на остановках, очень многие опоздали на работу. И все из-за того, что бизнесмены, вместо того чтобы работать в условиях рынка, не боясь конкуренции, устроили хулиганскую выходку. А как же социальная ответственность, как же забота о своих клиентах?! Ну и, в конце концов, если решили бастовать, потрудитесь предварительно поставить в известность общественность.

Вторая сторона

Что же до самих водителей маршруток, то они уверяют, что причиной забастовки стал конфликт с руководством. Оказывается, все водители, работающие на маршрутах, принадлежащих питерским перевозчикам, каждое утро должны платить хозяевам по 5 с половиной тысяч рублей. Только после того как они вносят эту сумму, их допускают на маршрут. Плюс ко всему, топливо для своих автобусов водители покупают полностью за свой счет. На прошлой неделе, после того как проезд в троллейбусах подешевел до 10 рублей, пассажиропоток в маршрутках заметно уменьшился. Водителям временно разрешили ездить по тарифу «выходного дня», то есть платить не 5500, а 2 с небольшим тысячи рублей за право выйти на маршрут. Именно столько они обычно платили в выходные дни, когда пассажиров меньше.

Петрозаводских водителей такой расклад, в принципе, устроил. Но в понедельник утром, когда водители маршруток пришли на работу, готовые выехать на линии, с них вдруг снова потребовали 5500 рублей. Люди возмутились и устроили стихийную забастовку.

Все утро автобусы простояли на своей базе на улице Путейской возле гипермаркета «Коди». По словам водителей, руководство заставило некоторых особо непокорных написать заявление об увольнении. Но и эта мера не подействовала. К бастующим приезжали представители карельского правительства, пообещавшие «решить вопрос за 5 минут». Увы, чиновники спешно ретировались.

Ситуация сдвинулась с мертвой точки только после того, как мэр Галина Ширшина пригрозила разорвать контракты со всеми перевозчиками, которые не выйдут на свои маршруты до 11 часов утра. После этого работодатели снова разрешили петрозаводским водителям ездить по тарифу «выходного дня». Всех уволенных водителей допустили к работе.

Впрочем, конфликт не исчерпан. Сейчас трудно предсказать, что будет дальше, как поведут себя питерские бизнесмены и петрозаводские водители. Недовольство последних работодателями можно понять, однако это все равно не оправдывает отсутствие в городе значительной части транспорта. Галина Ширшина провела экстренное совещание с участием руководителей фирм-перевозчиков, ГИБДД, прокуратуры, Управления МВД по Петрозаводску. Мэр считает такой протест безответственным по отношению ко всему городу. Ширшина уверена: подобное поведение свидетельствует о неумении руководства предприятия эффективно организовать работу.

Наследие

Кого же «благодарить» за случившееся? Напомним: прошлым летом, при мэре Николае Левине, городские чиновники фактически «выжили» местных предпринимателей с транспортного рынка Петрозаводска. Интересы питерских коммерческих структур администрации Левина оказались ближе интересов простых горожан. То, что конкурс по организации пассажирских перевозок в Петрозаводске пройдет не в равных для всех условиях, стало понятно еще в июне. Тогда транспортная компания «Автопассаж» в первый раз подала жалобу в Карельское УФАС. Бизнесменов сильно удивили условия конкурса. Закрались подозрения, что при проведении конкурса на организацию пассажирских перевозок городские власти лоббируют интересы определенных компаний. Так, под выставленные требования попадали только автобусы марки «ПАЗ», которые были у питерцев. В частности, у недавно появившейся на рынке компании «Миракс-Авто», которая выпустила на улицы Петрозаводска автобусы ПАЗ с питерскими номерами.

Жалобу в УФАС подала компания «Автопассаж». В июне УФАС жалобу удовлетворило и потребовало от администрации изменить условия конкурса. Мэрия этого делать не стала и снова объявила конкурс. Местные предприниматели подали повторную жалобу в УФАС. И вот тут – самое интересное. На этот раз Антимонопольная служба Карелии отказалась удовлетворить жалобу. Доводы перевозчиков, что условия конкурса позволят выиграть определенным компаниям, на этот раз почему-то посчитали недостаточно весомыми. В результате к нам на рынок пришли компании-новички, официально зарегистрированные в Петрозаводске, но почему-то использующие питерские автобусы. Петрозаводские же перевозчики потеряли свой бизнес, который строили более 10 лет.

Жаль, что исправлять ошибки своего предшественника теперь придется новому мэру. Как нам сообщили в мэрии Петрозаводска, к Галине Ширшиной на переговоры уже приезжала делегация перевозчиков. Тем не менее мэр дала поручение юристам администрации подготовить документы на расторжение договоров с некоторыми особо «зарвавшимися» перевозчиками, чье поведение переходит все допустимые границы. Петрозаводская прокуратура также проводит проверку по факту.

Все, кто из-за забастовки маршрутчиков опоздал на работу, могут получить в мэрии Петрозаводска справку о том, что опоздание случилось по уважительной причине. Документ выдают в приемной председателя комитета ЖКХ Дмитрия Баженова.

Фото Юлии Сливенко