Вице-спикер Законодательного Собрания Карелии Сергей Сергеевич Пирожников (фракция ЛДПР) помог вернуть Карелии почти три миллиарда налогов, которые не поступали в республиканский бюджет из-за того, что Костомукшский ГОК в прошлом году вывел из Карелии эти деньги.
Понятно, что делалось это на законных основаниях: федеральный центр разрешил крупным холдингам – в данном случае речь идёт о комбинате «Карельский окатыш», входящем в состав холдинга «Северсталь», – создавать консолидированные налоговые группы. Для холдингов это оказалось выгодным, для регионов – нет. По данным исследования, проведенного Счётной палатой России, от налоговой новации пострадали 11 субъектов Российской Федерации. В этом списке значились регионы, которые недополучили налоговые поступления в региональные бюджеты от «консолидированных налогоплательщиков» на сумму более одного миллиарда рублей. Карелия оказалась в числе таких финансово пострадавших регионов.
По данным Минфина Карелии, бюджетные потери республики составили почти три миллиарда рублей. Федеральное финансовое ведомство посчитало эту сумму завышенной, хотя и подтвердило, что более миллиарда рублей было недополучено республиканским бюджетом. О том, что угроза потери республикой налогов Костомукшского ГОКа существует, стало ясно ещё в начале 2013 года. Ещё тогда С. Пирожников направил письмо на имя главы Карелии А. Худилайнена, в котором сообщалось, что он готовит обращение в Правительство России и Госдуму и нуждается в обоснованной информации, позволяющей назвать точную цифру выпадающих налогов, недополученных республиканским бюджетом от горно-обогатительного комбината в Костомукше.
А. Худилайнен дал поручение Минфину Карелии собрать необходимые данные. Однако, как считает Сергей Пирожников, всё делалось крайне медленно, и потому только к началу работы над проектом бюджета на 2014 год вернулись к давно задуманному обращению в органы федеральной власти. К тому времени Пирожников уже понял, что обращаться в Правительство России и Госдуму надо не от имени одного депутата, а от всего депутатского корпуса Законодательного Собрания Карелии. С этой инициативой согласились абсолютно все парламентские фракции республики, ибо лишиться почти трёх миллиардов рублей налогов стало бы финансовой катастрофой для дефицитного бюджета Карелии.
Поскольку время для внесения поправок в федеральный бюджет на следующий 2014 год практически ушло, была экстренно созвана сессия Законодательного Собрания для того, чтобы подготовить необходимые документы в думские комитеты и во фракции к положенному сроку. Но, несмотря на все старания местной власти, депутаты Госдумы всё же отклонили поправку.
– Я тогда испытал смешанные чувства, – говорит Пирожников, – разочарование, так как налоговую потерю нам не компенсировали, и одновременно удовлетворение – ведь мы до последнего бились за три миллиарда. И всё же наши усилия были не напрасны. Пусть с запозданием и даже с учётом того факта, что республиканская власть не фигурирует в роли «источника силы», проблема недофинансирования регионов из-за потери налога на прибыль от действия консолидированных групп налогоплательщиков была изучена на федеральном уровне и решена в пользу областей и республик.
В первых числах июля федеральная трехсторонняя комиссия по межбюджетным отношениям решила, что региональным бюджетам будет выделено дополнительно 50 миллиардов рублей на выравнивание бюджетной обеспеченности. Регионы, пострадавшие от действий консолидированных групп налогоплательщиков, получат дополнительную финансовую помощь – и в этом списке есть Карелия. Однако не все 11 регионов были включены в список. Как было сказано на июльском заседании Правительства России, такая выборочная финансовая помощь, касающаяся нашей республики, объясняется двумя причинами. Во-первых, изменившееся налоговое законодательство, позволившее крупным холдингам создавать консолидированные налоговые группы, крайне негативно отразилось на республиканском бюджете. И во-вторых, Карелия, к сожалению, отличается низким уровнем бюджетной обеспеченности.
По данным Счетной палаты России, консолидированные налогоплательщики уменьшили региональные бюджеты одиннадцати регионов в 2013 году на 145,7 млрд рублей. Если этот показатель сравнивать с позапрошлогодним 2012 годом, то в минусе почти 30 процентов налогов. Сегодня можно смело утверждать, что прошлогодние усилия законодателей Карелии и Правительства республики были не напрасными. Прошлогодние налоговые потери Карелии, связанные с введением законодательства по консолидированным группам налогоплательщиков, компенсированы. Это позволяет вносить изменения в текущий республиканский бюджет, направляя полученные деньги на первоочередные потребности жителей республики.