Тема номера Повесть о настоящем человеке

Надежда Меккиева
№51 (969) 17.12.2014

Эта статья – о Настоящем Человеке. Недавно, листая подшивку «Карельской Губернiи», мы наткнулись на крохотную заметку о южноуральском парне Николае Чухонцеве. В 2003 году он предотвратил страшный взрыв на пограничной заставе в Карелии. 19-летний солдат-срочник переливал горючее из одного резервуара в другой. Неожиданно закоротило проводку, загорелся электронасос, искра подпалила лужу с бензином, и до взрыва, который бы мог обернуться гибелью 60 человек, оставались мгновения. Чтобы предотвратить катастрофу, парень бросился тушить огонь собственным телом. Когда очнулся, узнал, что из-за тяжелейших ожогов ему ампутировали обе ноги. Мы выяснили, как сложилась дальнейшая жизнь Николая Чухонцева, и это – удивительная история.

«Не пущу жизнь на самотек»

Коля боролся с пламенем, пока не потерял сознание. С глубокими ожогами 70 процентов поверхности тела Николая Чухонцева срочно отправили в Москву. Были огромная кровопотеря, ожог головы и дыхательных путей, долгая неподвижность. Три первых месяца – кома. Но он выжил, хотя и провел в госпиталях 2 года и 2 месяца! Одних операций по пересадке кожи было восемь.

Десять лет назад солдат Николай Чухонцев встретил Новый год в военном госпитале ФСБ России в подмосковном городе Голицыно. У него до трети бедер были ампутированы обе ноги, тело покрыто многочисленными ожогами. Руками, покрытыми сеткой розовых шрамов, Николай не без труда крутил колеса инвалидной коляски и готовился вернуться домой – в поселок Южный Нагайбакского района.

– Я там три года не был, – говорил Николай Чухонцев. – Тяжело об этом думать. Все же придут посмотреть, какой теперь стал. Не хочу, чтобы меня жалели и чтобы глазели.

Врачи вспоминают, что когда Николай пришел в себя, вообще не хотел ни с кем разговаривать – отворачивался к стене. Просто молчал и плакал. Он тогда не то что говорить, а дышать и глотать не умел – трубка в трахее. Пришлось заново всему учиться. Заговорил по просьбе мамы. Анна Гавриловна приехала в госпиталь, плакала около сына: «Ну скажи «мама»! Ну скажи!» Коля и сказал. Вернее, промычал.

– Врут много, когда пишут про меня, – говорил потом парень журналистам. – Мол, там было 20 тонн бензина, мог прогреметь взрыв, а я – настоящий герой, что это предотвратил. А там было четыре тонны. И я вовсе не такой супермен. Я простой. Деревенский. Я пока тут лежал, много думал. Вот у нас один парень вернулся из армии – пить начал, не работает. А другой пошел на работу, девушку нашел хорошую. Я свою жизнь на самотек не пущу.

Коля родился 9 мая, в День Победы. И свою победу он одержал – вернул интерес к жизни. Пусть даже было ох как непросто. Врачи готовили парня к выписке, а он ещё не мог ничего делать руками: раны зажили, но шевелить руками было больно. Мать кормила с ложечки, а потом её сменил отец. Однажды он поставил перед сыном суп, второе, нарезал хлеба и сказал:

– Ешь.

– Бать, как же я буду есть-то?! – попробовал было возразить Коля.

– Захочешь – будешь! – оборвал отец.

Тогда голодный Коля ухватился кончиками пальцев за ложку и, проливая суп, начал есть. С этого дня его больше никто не кормил.

Перерождение

Домой Николай вернулся в инвалидной коляске.

– На армию у меня обиды нет, – признается Чухонцев. – Разве что на военкомат. Меня военкомат с Пенсионным фондом друг к другу долго футболили, всё пенсию платить не хотели. У меня же военная травма, а они мне говорят в один голос: мол, нет у тебя травмы, Коля, ты просто заболел. А чем я заболел? Ожогами, что ли? Если бы не ВТЭК (врачебно-трудовая экспертная комиссия), они бы мою инвалидность гражданской признали.

По профессии Николай – машинист-тракторист. Дома поначалу хандрил, делать было нечего. Два года он пробездельничал. Чтобы не сойти с ума, парень стал тягать железо, ездить в Челябинск на соревнования для инвалидов – гонки на колясках, стрельба из пневматики. Познакомился с парнем-колясочником из Златоуста, который рассказал ему о клубе по следж-хоккею в Ханты-Мансийске. Это хоккей для спортсменов с нарушениями нижних конечностей. Игроки сидят в специальных санях на одном полозе, отталкиваясь ото льда руками и клюшкой.

– Первый раз приехал я на лед попробовать. Туда-сюда, упал, устал… Говорю: все, я поехал домой, – вспоминает Чухонцев. К счастью, передумал бросать. Сегодня у Коли много медалей. Самая главная победа – на чемпионате России в Сочи. В трудовой книжке значится «спортсмен-инструктор Центра спорта инвалидов Югры», он – нападающий в сборной «Югры» по следж-хоккею. Чтобы регулярно мотаться на работу в Ханты-Мансийск, Коля на деньги с армейской страховки купил «жигуленок», и оснастил машину ручным оборудованием. Дорога туда-обратно занимает как минимум сутки.

– Обожаю водить! – признаётся он.

Любовь

Путь домой всегда кажется слишком долгим, ведь в Магнитогорске Чухонцева ждет любимая супруга.

В 2012 году, подсев на соцсети, Николай познакомился с девушкой из небольшого поселка под Магнитогорском. Таня долго не хотела «добавлять его в друзья». Несколько месяцев они переписывались, наконец, парень решил признаться девушке, что он безногий инвалид. Боялся, что подругу это напугает, но новость Татьяну не обескуражила. Напротив, их отношения стали еще теплее, а вскоре девушка решила приехать к Николаю в гости на Новый год, в поселок Южный.

– Когда она позвонила и сказала, что в январе собирается ко мне, я сначала даже опешил, думал, она пошутила. Но Таня приехала. Она мне понравилась сразу, с первого взгляда. Мы лежали рядом, держась за руки, и до четырех утра не могли наговориться, – вспоминает парень.

Их следующая личная встреча произошла через пару месяцев у Татьяны дома. Николай приехал к подруге на собственном ВАЗ-2107. До квартиры, где жила возлюбленная, добирался по лестничным клеткам ползком, с букетом в зубах. Сила воли и несгибаемый характер парня поразили родителей Тани, они не стали препятствовать молодым людям строить отношения. Вскоре Николай с Татьяной стали жить вместе, они снимают квартиру в Магнитогорске. К родителям в посёлок Южный сын теперь ездит в гости, по выходным. На тракторе с ручным оборудованием он вспахивает огород.

О своей службе в Карелии Николай лишний раз старается не упоминать. Не любит жалости в глазах. Вспоминает только с грустью, как повесил на шею жетон, а крестик снял, и тот тут же куда-то затерялся.

– На следующий день я и сгорел.

Но всё в прошлом. С командой магнитогорец объездил полмира. Несмотря на ампутированные конечности, он лихо забрасывает шайбы в ворота, виртуозно орудует клюшкой и даже, случается, участвует в потасовках на льду. Жаль только на Паралимпиаду в Сочи центрального нападающего не взяли, но Коля не расстроился. Он не оставляет надежд поехать на следующую Паралимпиаду в Корею.

Кстати, сейчас Николай учится ходить. К протезам тяжело привыкнуть, они неудобные, натирают ноги. Но герой не сдается. Не в его это принципах.