Министерством образования Карелии еще в феврале был издан приказ №302, который сейчас стал объектом пристального внимания и возмущения со стороны общественности, педагогического сообщества и депутатского корпуса. Этот приказ касается реорганизации образовательных учреждений Карелии.
– В приказе есть много и здравого, однако подача меня смущает, – заметила на совещании в Законодательном Собрании Карелии заведующая Лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ Зинаида Ефлова. – Согласно приказу, 91 образовательное учреждение подвергается реорганизации в большей или меньшей степени, 65 из них – сельские.
На мероприятии присутствовали представители районов Карелии, и они были расстроены и недовольны. Первый заместитель министра образования Карелии Татьяна Васильева, видимо, пытаясь успокоить участников совещания, сделала вид, будто не понимает, чем вызвано великое возмущение. По словам чиновницы, о мероприятиях, которые предусмотрены скандальным документом, все прекрасно были осведомлены.
– Здесь нет принципиально новых мероприятий по реорганизации образовательных организаций. Эта информация абсолютно не новая. Мы об этом говорили в течение последних трех лет, – пояснила Татьяна Васильева. – В ряде муниципальных районов Карелии действительно наблюдаются процессы стагнации системы образования.
Кого уволить?
Татьяна Васильева перечислила некоторые признаки пресловутой стагнации. Правда, на примере всего одного района – Медвежьегорского.
– Доля административно-управленческого и вспомогательного персонала в образовательных образованиях этого района составляет 59 процентов при показателе в 40 процентов, к которому мы стремимся, – начала свое перечисление Татьяна Васильева. – Признаком стагнации является снижение показателей качества образования. Самая худшая ситуация по качеству образования по итогу аттестации 2013-2014 годов сложилась именно в Медвежьегорском районе. Другим признаком стагнации является снижение контингента обучающихся. Средняя наполняемость классов на третьей ступени (в 10-11 классах) в Медвежьегорском муниципальном районе составляет 5 человек.
Прошлась Татьяна Васильева и по педагогам района, которые, с ее точки зрения, закрыты и не готовы обсуждать профессиональные проблемы.
Представители Медвежьегорского района были, мягко говоря, шокированы выступлением заместителя министра. Они попытались спорить.
– Не всегда наш район плетется в хвосте. Возможно, в прошлом году так совпало. Нельзя по одному году судить о работе всех педагогов района, – заметила директор Шуньгской школы Мария Горячева. Женщина призналась, что технического персонала в ее образовательном учреждении действительно больше, чем педагогического, но это объективная реальность.
– Что поделать, если в школе подвоз с нескольких деревень? Соответственно, есть два водителя, которые тянут за собой механика, – начала перечислять директор. – Детей кормить надо, поэтому есть повар. Есть люди, которые убирают, люди, которые охраняют. Кого убрать? Не представляю.
Мария Горячева заверила заместителя министра, что всегда пеклась о государственных деньгах. В прошлом году ради их экономии даже отговорила двух девятиклассников, которые единственные собирались идти в 10-й класс, сделать это.
– Я за разумную оптимизацию, – пояснила директор. – Мы объединим там все, что возможно. Экономию сделаем, но не на три миллиона, как предлагается. Три миллиона – это мне нужно полшколы сократить.
Стагнация в министерстве
– Мы сегодня обсуждаем не просто реорганизацию школ на селе и в городах республики, мы обсуждаем судьбу Карелии. Потому что школы – это будущее, дети – это будущее. Во многих местах, поселках Карелии уже нет библиотек, домов культуры, ФАПов, а теперь мы говорим о школах, – сказала депутат Законодательного Собрания от Сортавальского района Ирина Семенова. – Все школы, которых в нашем районе касается реорганизация, дают нам золотых медалистов, отличников и высокий уровень поступления в вузы.
С точки зрения народной избранницы, к реорганизации должен быть научный, обоснованный подход.
– А когда мы пытаемся огульно ликвидировать центры в поселках, мы ликвидируем поселки, – заключила Семенова.
То, что реорганизация должна быть обоснованной и согласованной, уверена и Зинаида Ефлова. Она отметила, что сейчас по закону «Об образовании» при любых преобразованиях школ в селах нужно учитывать мнение местных жителей, а комиссия должна состоять не только из тех, кто заинтересован в экономии, но и из экспертов. Ефлова заметила, что, например, ликвидация школы на острове Валаам в 302-м приказе «припрятана под переводом обучающихся в другие школы». Но на Валааме нет других школ.
Депутаты отметили, что уже произошедшие реорганизации учебных заведений привели к тому, что некоторым школьникам приходится по несколько часов добираться до школ.
– Вы говорили о стагнации в районах, – обратился к Васильевой депутат Законодательного Собрания Карелии Андрей Рогалевич. – Так я сделал вывод, что стагнация в Министерстве образования идет полным ходом.
По итогу состоявшегося совещания депутаты приняли решение обратиться в адрес главы Карелии о приостановке действия 302-го приказа, подписанного Министерством образования 25 февраля 2015 года. И на заседании Законодательного Собрания Карелии коллеги их поддержали.