Известный петрозаводский дизайнер и просто красивая девушка Оля Кульбачко заняла третье место в невероятной по сложности гонке Elbrus World Race Trail. Шесть с лишним часов эта хрупкая нимфа бежала по горной трассе и неожиданно для себя обошла большинство сильных и тренированных соперников. Как это было – расскажет она сама.
Я всегда была активной, всю жизнь занималась спортивным ориентированием – это у нас семейное, что мои родители – тренеры. Но были и перерывы. Например, у меня, как и у многих, был этакий подростковый период гулянок – было, мягко говоря, не до спорта. После нужно было учиться, строить карьеру и т. д. Потом я опомнилась: «Мне 25, надо начинать заниматься телом и здоровьем». Я знаю много людей, на которых однажды тоже нашло такое озарение, и сейчас они – очень спортивные люди.
Сначала я начала бегать вечерами по лесу, все-таки это почти единственное спортивное занятие, что я умею делать с детства. Бег расслаблял меня после тяжелого рабочего дня. Голова хоть немного отдыхала от нервозного состояния. Потом пошла в тренажерный зал, но я не могу просто бежать по беговой дорожке или качать себе ягодицы, мне нужна какая-то цель. К сожалению, для меня желание иметь красивую фигуру – не работает как мотивация. Однажды вместо тренировки я все равно останусь дома с мыслью: «Ай, я и так хороша!» А вот амбициозная цель добиться чего-то нового, перебороть себя – это по мне.
О гонке Elbrus World Race мне рассказал друг. Прежде она была не столь известна: только в этом году у гонки появились хорошие спонсоры, которые сделали ей отличную рекламу. Случайных людей туда не пускают: для того чтобы просто подать заявку на гонку, нужно предъявить данные о том, что я хоть раз в жизни бежала полумарафон – это 21 км. Оно и понятно – человека без подготовки никто бегать в горы не пустит. А я на тот момент и двадцатку-то ни разу не преодолела! После часа бега у меня начинали болеть колени, мои суставы были слабы и неподготовлены. Тогда я спросила папу, что делать. Он ответил просто: «Бегать, бегать и еще раз бегать!»
Ну я и начала бегать. Трэйл-раннинг – это бег по пересеченной местности: по лесным тропинкам, ручьям, камням, песку… Для меня это интереснее, чем шоссейный бег по прямой. Я бегала на Кургане. Почти всегда переходила на шаг, но не останавливалась. В таком беге вообще главное – не останавливаться. И однажды пробежала свои первые 20 километров. Такие нереальные чувства после испытываешь! Всё болит, ты ковыляешь и думаешь: «О, да, я это сделала!»
До гонки оставалось четыре месяца. Я стала укреплять и прорабатывать мышцы, мы с тренером занимались по методике кросс-фита – это интенсивные интервальные нагрузки. И я даже потратила свой майский отпуск на тренировочные сборы. После этого поняла, что отпуск, в котором можно еще и тренироваться – это для меня просто суперотдых.
После этого психологически стало легче, и я поехала на питерский трэйловый забег. Получив официальное подтверждение, написала в регистрационную службу Elbrus World Race. Они одобрили мою кандидатуру.
Я захотела поехать на эту гонку просто потому, что она проходит в потрясающе красивых местах на Кавказе. Я люблю горы, люблю походы. Поэтому приехала туда заранее, чтобы акклиматизироваться и изучить местность. В конце концов нужно было насладиться видами, потому что во время гонки мне все это разглядывать было бы некогда. В один из дней мы с другом решили подняться к ледникам на южной стороне Эльбруса – там вообще очень активное восхождение, десятки людей с огромными рюкзаками идут к вершине. После отметки в 3500 на Эльбрусе начинаются ледники, и виды там просто непередаваемые! В общем, наша прогулка затянулась на 5 часов. Под конец ее я просто висела на палках и не могла ступить и шага.
На высоте ты испытываешь непривычное ощущение, тебе трудновато дышать, горло будто бы болит – оно и понятно, происходит отек легких. На всех горы действуют по-разному, и надо здраво оценить силы своего организма перед тем, как отправиться покорять вершины. Во-первых, должно быть крепкое сердце. Во-вторых, не помешает проконсультироваться с врачом и принимать определенные витамины, что я и делала.
Я прекрасно понимала, что будет непросто хотя бы финишировать на этой гонке. Это был очень рискованный эксперимент. Одно дело – пробежать 20 км в карельском лесу, другое – пробежать 34 км в горах. Скажу честно: я не готовилась к результату, я готовилась к тому, чтобы уложиться в свое запланированное контрольное время.
У каждого участника с собой должно было быть полное снаряжение. В горах очень непредсказуемая погода. Ты можешь стартовать ранним утром, когда светит солнце, а днем на горы спустится туман или пойдет дождь. Плюс ты и сам можешь травмироваться – и кто тебе поможет в этой глуши? Все бежали с рюкзачками, внутри которых была масса всего: эластичный бинт, дополнительная одежда, если вдруг начнется дождь, обязательно – куртка с проклеенными швами и термоодеяло. А если застрянешь где-нибудь в горах – даже деньги на вызов вертолета.
Был массовый старт, и лидирующие группы участников сформировались практически сразу. Меня среди них, конечно же, не было. У этой гонки такой профиль, что ты сначала бежишь с подъемом, достигаешь точки, а после все время спускаешься вниз. У меня был набор высоты 2100 метров – то есть я 4 часа шла в гору, но далеко не по грунтовке. И на подъеме я была не особо-то впереди. Я обогнала соперниц уже на спуске: там были страшные склоны практически в пропасть, с шатающимися валунами и так называемыми «сыпунами» – участками почвы, на которые наступаешь, а они уходят из-под ног. Большинство участников боялось травмироваться, поэтому все сбавили темп. Видимо, здесь-то мне и пригодился опыт ориентировщика. Я сгруппировалась, побежала и обогнала на спуске человек двадцать, в том числе и мужчин.
Некоторые участники вообще тяжело перенесли гонку: у кого-то кружилась голова от начавшейся горной болезни, кто-то просто уставал и, разворачиваясь, шел вниз. В общем и целом с трассы сошло примерно 15 % бегунов, хотя наша гонка (34 км) была еще и самой короткой среди дисциплин этих соревнований. Самые смелые бегут 112 км вокруг Эльбруса – в общем, есть куда стремиться.
Наша трасса часто пересекалась с ручьями. Люди останавливались – пили, окунали лица в воду. Я тоже заливала себе за шиворот горсти воды, боясь перегрева. Но на последних километрах мое тело все равно настолько накалилось, что я даже начала чувствовать озноб. В общем, было паршивенько. Впрочем, я ведь хотела этого испытания – ощущение, что прошла через все круги ада.
Последние 20 километров гонки я бежала одна. Так как во время гонки велась активная фото- и видеосъемка с автомобиля и двух вертолетов, я слышала, как кто-то из фотографов объявлял: мол, вот бежит бронзовый призер гонки. Сказали также, что второе место где-то в 5-10 минутах от меня. Но у меня уже не было сил даже думать о том, чтобы ускориться. Все, что я могла – это не останавливаться и периодически оглядываться, главное – чтобы меня никто не догнал.
Третье место, которое я в итоге заняла, стало прекрасным бонусом к тому, что я выжила. Конечно, я собой очень довольна. Хотя изначально, повторюсь, я не рассчитывала на призовое место. Для меня было важно получить кайф и не травмироваться. Потому что соревнование соревнованием, но с травмой жить потом мне.
Кстати, о травмах. Есть версия, что мышечная боль – это совсем не так хорошо, как принято считать. И, грубо говоря, если после тренировки что-то болит, то это сигнал организма о том, чтобы над ним прекратили измываться. Думаю, что нужно разделять типы мышечной боли. Боль в мышцах после тренировки в зале – это хорошо, и многие стремятся к этим ощущениям. Боль объясняется микротравмами и воспалением в мышцах, имеющими ростостимулирующий характер. Но боль во время бега – это, конечно, сигнал о том, что ты что-то делаешь не так.
Есть люди, которые говорят: «Я бег не люблю, он мне тяжело дается». Я тоже не сказала бы, что он мне дается легко. Волей судьбы я не одарена атлетической стройностью и длинными ногами от ушей. Каждый раз я буквально заставляю себя пробежать еще чуть-чуть, еще немного. «Давай, Оля, не ленись, ты должна это сделать». И самое ценное в такой работе над собой – это ощущение небывалого удовлетворения после! Страсть к испытаниям – это как раз то, что дает мне силы. Попробовать новое и доказать себе что-то – это главный кайф! Здесь можно сказать: «Моя жизнь, мой выбор, мое поле боя».
Фото Ольги Кульбачко, Марии Кулаевой