Сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль» Александр Борисов заявил, что около 75% популярных в России колбас являются фальсификатом.
Экспертизу прошли 33 популярные в России варено-копченые и полукопченые колбасы. В результате оказалось, что 25 из них не соответствуют требованиям качества, а нарушения обнаружились практически в каждом образце.
– Найдены дешевые заменители говядины и свинины (соевый и коллагеновый белок, мясо птицы механической обвалки, шкура животных), крахмал, целлюлоза, влагоудерживающие агенты, не заявленные в составе. Перечисленные добавки снижают пищевую ценность продукции и удешевляют ее себестоимость. Среди них продукция таких брендов, как «Ремит», «Черкизовский», «Мясницкий ряд», «Мортадель», «Дымов» и другие», – рассказал Александр Борисов.
11 образцов, прошедших гистологическую экспертизу, проверялись на содержание белка, фосфатов и соли. Массовая доля белка в колбасах оказалась гораздо меньше нижней границы, установленной ГОСТом на данный вид колбасы.
– К тому же в некоторых колбасах соли столько, что достаточно съесть всего 70-80 граммов продукта, чтобы перекрыть суточную потребность человека в натрии, – добавил Борисов.
Экспертизе подверглись колбасы «Московская», «Краковская», «Одесская», «Сервелат», «Суджук», произведенные под брендами «Велком», «Дымов», «Останкино», «Еремкина Т. П.», «Мясновъ», «Сетунь», «Микоян», «Черкизовский», «Мясницкий ряд», «Ремит», «Заповедные продукты», «Метатр», «Ближние горки», «Малаховский», «Наро-фоминский мясокомбинат», «Егорьевская колбасно-гастрономическая фабрика им. К. Ю. Афанасьева», «Бахрушинъ», «Рамен», «АМК», «Эколь», «Мортадель», «Рублёвский», «Окраина», «Снежана», «Клинский мясокомбинат».
Недавно основатель и владелец компании «Дымов» Вадим Дымов рассказал, что более половины продаваемой в стране колбасы – это продукция категорий В, Г и даже Д, что красноречиво характеризует уровень ее качества. По словам предпринимателя, с учетом расходов, себестоимости сырья, специй, материалов и надбавки сетей, нормальный мясной деликатес должен стоить не менее 400-450 рублей за килограмм.
Что думают известные люди России и Карелии?
Вадим Дымов, основатель и владелец компании «Дымов»:
– Некоторые продают колбасу – я видел на полке – по 75 или по 100 рублей. Я не понимаю, из чего она состоит, если полутуша с костями стоит 140 рублей. Она состоит не из хвостиков или сои, это тоже дорого стало делать в силу импортной составляющей. Думаю, там крахмалы, даже каша скоро появится.
Алексей Алексеенко, помощник главы Россельхознадзора России:
– С вопросами безопасности продукции мясоперерабатывающих заводов у нас проблем нет, причин для внеплановых проверок за последние месяцы у нас тоже не было. За безопасность продукции отвечает Россельхознадзор. А что касается качества любого продукта, производимого в РФ, то оно законодательно не регламентируется. Есть вопросы по технологии производства и составляющим – используют и влагосдерживающие вещества, и другие компоненты. В принципе, проблема качества есть, и она серьезная. Цепь проверок буквально разорвана: Россельхознадзор проверяет сырье, конечный продукт – Роспотребнадзор, а должна быть единая система «от поля до стола».
Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей:
– При всем уважении к «Росконтролю», эти результаты нельзя считать объективными и презентативными. Потому что это организация, которая на мизерный бюджет закупает некоторое количество образцов, буквально 3-5 образцов, и на основании анализа этих образцов, закупленных, как правило, в одной торговой точке, делает какие-то выводы.
Очень приблизительно по тем исследованиям, которые мы делали раньше, примерно 50% – это несоответствие заявленных требований или информации на упаковке и состава. Ну, это может быть все что угодно – от несоблюдения ГОСТов и маркировки до недовложения каких-то ингредиентов. Понятно, что с качеством колбасных изделий у нас все очень плохо, так как производители в период кризиса вынуждены сокращать издержки. На них оказывается серьезное давление по поводу замораживания цен, а замораживать они их могут только за счет снижения качества. Государственные контролирующие органы здесь вполне сознательно ослабляют контроль, который и раньше-то не блистал своей эффективностью. А вот снижение доли импорта как раз и приводит к тому, что в условиях уменьшенной конкуренции еще меньше оснований говорить о том, что производители будут бороться за потребителя.
Татьяна Еремкина, гендиректор мясоперерабатывающего предприятия «Русский сорт»:
– Гостовская колбаса «Докторская» в целлофане – 385-415 рублей за килограмм, в сети мы отпускаем. Понимаете? Но это настоящий ГОСТ, сделан из охлажденного сырья, из фермерского. Например, в магазине она будет стоить 500-600 рублей за килограмм. Я не знаю, магазины разные наценки делают. Но не факт то, что и дорогая колбаса, которая стоит 600 рублей, будет соответствовать. Если она стоит дешевле 400-500 рублей за килограмм, это однозначно колбаса не гостовская. Не может она столько стоить в магазине. Сейчас свинина на кости, средняя цена – 200 рублей, говядина – где-то 250 рублей за килограмм, на кости, понимаете. Никак не может колбаса нормальная стоить очень дешево. Поэтому та же шейка запеченная не может в магазине, даже с наценкой, стоить меньше 1000-1200 рублей.
Вы знаете, мы не делаем сырокопченую колбасу. Мы сырокопченые деликатесы делаем, вот они не менее тысячи рублей за килограмм, 1300. Говядина, например, у нас она вообще не меньше 2,5 тысяч рублей за килограмм стоит, но это, извините, спинка, это вообще тот деликатес, одна штучка идет с одной коровы, поэтому она очень дорогая.
Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации:
– Давайте опираться на те данные, которые приводят уполномоченные государственные органы, которые не подтвердят, что 75% колбасных изделий являются фальсификатом. Кроме того, нужно понять, что такое фальсификат – нарушение информации на маркировке или то, что колбаса не соответствует заявленным свойствам. Для нас материалы «Росконтроля» не являются истиной в последней инстанции. Я бы и им предложил искренне и честно говорить, сколько будут стоить высококачественные колбасы по тем стандартам, которые предпочитает «Росконтроль», а не тем, что по карману российскому потребителю. В условиях экономического кризиса и снижающихся доходов населения самым важным вопросом становится не качество, а безопасность.
Ирина Мороз, диетолог высшей квалификации, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук:
– Знаете, сколько мяса содержится в колбасе? От силы 10-15%, остальное – соя и всевозможные добавки. А соя – генно-модифицированный продукт, и неизвестно, к каким последствиям может привести ее употребление. Не исключено, что ГМО могут привести к необратимым последствиям в организме. Немало вопросов вызывает и использование пальмового масла вместо сливочного.
Но, на мой взгляд, самая большая опасность – в использовании синтетических пищевых добавок, так называемых улучшителей вкуса. К примеру, по мнению экспертов, добавление в колбасу глутомата натрия (его также используют в фастфуде при приготовлении хот-дога, пиццы) небезопасно для здоровья. Мало того что это перебивает вкус испорченных продуктов, но еще и натрий, заменяя соль, вызывает привыкание. Эта зависимость во многом схожа с наркотической. А кто даст гарантию, что это не станет первопричиной онкологических заболеваний?