– Как бы язвительно вы ни относились к моим политическим заявлениям, решаются судьбы людей, – обращаясь к журналистам, заметила на своей пресс-конференции депутат Законодательного Собрания Карелии Анастасия Кравчук.
Судебный процесс по уголовному делу «Петропита» проходит в скоростном режиме (начиная с 20-х чисел марта и до середины апреля заседания запланировано проводить практически каждый день). С этим делом очень торопятся! И вот сейчас, когда значительная часть основных свидетелей по делу допрошены, Анастасия Андреевна решила высказать свое мнение о самом уголовном деле и проинформировать о ходе судебного процесса.
Помимо Кравчук на скамье подсудимых находятся еще директор ледового комплекса «Луми» депутат Петросовета Ольга Залецкая и бывший директор торгового дома «Ленторг» Александра Корнилова. Их обвиняют в мошенничестве группой лиц в особо крупном размере и вменяют ущерб более 40 миллионов рублей. По версии следствия, под руководством политика Василия Попова (его дело выделено в отдельное производство) они незаконно по заниженной стоимости приобрели в собственность здание комбината школьного питания, принадлежавшее муниципальному предприятию «Петропит». При этом следователя совершенно не смутил тот факт, что указанная сделка в свое время оспаривалась в суде и была признана абсолютно законной.
Хронология
Анастасия Андреевна напомнила журналистам, как на самом деле развивались событии:
1 августа 2011 года арбитражный управляющий муниципального предприятия «Петропит» заключил долгосрочный договор аренды здания комбината общественного питания с директором ООО «Ядвига» Александрой Корниловой.
31 октября 2011 года глава Петрозаводска Николай Левин назначил Ольгу Залецкую на должность директора «Петропита», которая, чтобы не допустить повторного банкротства предприятия (имеющего долг порядка 11 миллионов рублей), руководствуясь многочисленными требованиями руководителей администрации города (!) о необходимости реализации имущества предприятия, организовала продажу сданного в долгосрочную аренду комбината общественного питания.
В период с 1 декабря 2011 года по 15 октября 2012 года Ольга Залецкая организовала три оценки рыночной стоимости вышеуказанного здания и с четвертого раза получила согласие со стороны администрации Петрозаводска на продажу имущества. Согласно последней оценке здания, проведенной ГУП «Недвижимость», рыночная стоимость здания составила 17 миллионов 831 тысячу рублей. Разумеется, указанная оценка, как и было положено, учитывала обременение. Без обременения, по мнению оценщиков, комбинат стоил около 31 миллиона рублей.
Сама Ольга Залецкая никаких аукционов по продаже здания не проводила. Ею был заключен договор с компанией, которая специализируется на этих вопросах (ООО «Мединвест»). Однако так как на организованный фирмой аукцион заявился всего один человек (Анастасия Кравчук), его признали не состоявшимся.
Кравчук напомнила, что Ольга Залецкая, которую обвиняют в содействии мошенничеству, вообще-то категорически отказалась заключать с ней – единственным претендентом на здание – договор купли-продажи.
– Свой отказ она мотивировала тем, что ее не устраивает цена продажи, – пояснила Анастасия Кравчук. – Она рассчитывала на то, что в процессе аукциона цена повысится.
Тогда Анастасия Андреевна обратилась в Петрозаводский городской суд, который и обязал предприятие «Петропит» заключить с ней договор купли-продажи здания комбината общественного питания.
Версии
Здание было продано. Но договор купли-продажи от имени «Петропита» заключала не Залецкая (она была в отпуске), а ее зам – Базаркина. Сделка состоялась в мае 2013 года, а в апреле 2014-го появилось уголовное дело. Его фигурантами стали директор ООО «Ядвига» Александра Корнилова – арендатор купленного здания и Анастасия Кравчук – его покупатель.
– По первоначальной версии следствия, мы с Корниловой совершили мошенничество, потому что в свое время взяли здание в аренду исключительно для того, чтобы при последующей продаже купить его по более низкой цене, возникшей в результате обременения. Но, согласно такой логике, любой арендатор, который сам или при участии партнера решил участвовать в аукционе по продаже арендуемого имущества, априори является мошенником, – заметила депутат.
Анастасия Андреевна обратила внимание на то, что за последние 10 лет в Петрозаводске были десятки случаев, когда по результатам открытого аукциона покупателями становились арендаторы имущества.
Через год версия следствия изменилось. Следователи пришли к выводу, что совершить указанное преступление без участия должностного лица (директора «Петропита» Ольги Залецкой) было невозможно.
– И новой версией стало то, что в свое время Анастасия Кравчук вовлекла свою знакомую Ольгу Залецкую в состав преступной группы и после получения согласия Залецкой участвовать в преступлении устроила ее работать директором муниципального предприятия «Петропит», – говорит Анастасия Андреевна, обращая внимание на то, что главой города в тот момент был Николай Левин, а она сама находилась в отпуске по уходу за ребенком.
А через пару месяцев, замечает депутат, появилась еще одна – уже третья версия преступления: организовал преступление муж Анастасии Кравчук – политик Василий Попов!
– По мнению следователя, Попов попросил бизнесмена и политика Алиханова назначить Залецкую директором предприятия. Алиханов, в свою очередь, попросил об этом Евгения Журавлева – первого заместителя мэра Петрозаводска. Далее Журавлев инициировал перед Левиным назначение Залецкой директором, а Левин, с подачи Журавлева, принял решение назначить Залецкую директором муниципального предприятия. Так сформировалась окончательная версия преступления, – отметила Анастасия Кравчук.
Доказательств нет
Анастасия Кравчук обратила внимание присутствующих на то, что она не случайно рассказала о том, как развивалось это уголовное дело.
– Эта история сама по себе показательна с точки зрения оценки достоверности предъявленных обвинений, – пояснила депутат. – Естественно, мы не признаём себя виновными, так как не совершали никаких преступлений. Я абсолютно уверена в том, что уголовное дело возбуждено исключительно в целях устранения главного политического противника нынешнего губернатора Худилайнена – Василия Попова и запугивания «яблочной» команды. С этой же целью были проведены аресты Залецкой и Корниловой.
Как известно, дело «Петропита» уже больше месяца рассматривается в суде. Прокуроры предъявляют доказательства вины.
– Но как таковых доказательств на деле так и не появилось, – заметила Анастасия Кравчук. – Большинство свидетелей обвинения вообще ничего не знают о совершенной сделке… Многие допрошенные специалисты в области недвижимости и общественного питания заявляют, что здание было продано не по заниженной, а по завышенной стоимости, так как находилось в неудовлетворительном состоянии и требовало огромных вложений. В этом смысле никаких неожиданностей не происходит.
Анастасия Андреевна обратила внимание журналистов на два, с ее точки зрения, интересных события, произошедших во время рассмотрения дела. А именно: на допрос депутата Законодательного Собрания Карелии Анны Поздняковой и на допрос бывшего арбитражного управляющего «Петропита» Громова.
– Позднякова заявила в суде буквально следующее. Передаю дословно, – уточнила Анастасия Кравчук: – «Знаю, что он (Василий Попов. – Прим.авт.) хотел в свое время... Ну... обсуждалось, что есть желание получить это здание». Кем обсуждалось, Позднякова не пояснила. Ранее на допросе у следователя Брюханова Позднякова говорила, что ничего о продаже здания она не знает.
А бывший арбитражный управляющий, говорит депутат, и вовсе признался, что упомянул в процессе своего допроса имя Василия Попова под давлением следователя. В тот момент Громов по каким-то причинам (доныне неизвестным) был задержан и находился в СИЗО.
– После подписания протокола допроса с упоминанием Попова его сразу выпустили, – говорит Анастасия Кравчук.
Депутат отметила, что правозащитная организация «Мемориал» провела по указанному уголовному делу собственное расследование и пришла к выводу об отсутствии в действиях подсудимых состава преступления.
– Эта организация признала Залецкую, Корнилову, Кравчук и Попова лицами, которых преследуют по политическим мотивам, – пояснила Анастасия Андреевна, добавив, что все фигуранты этого уголовного дела заинтересованы в максимальной открытости судебного процесса и доступности для СМИ и специалистов любых материалов этого процесса, в связи с чем в ближайшее время в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook будет создана группа под названием «Дело «Петропита».
– В этой группе будет размещена буквально вся информация о нашем уголовном преследовании, для того чтобы каждый желающий мог лично ознакомиться с любыми материалами, получить ответы на любые вопросы и сделать собственный вывод по этому делу, – пояснила депутат.
Финал
– Я не знаю, чем завершится процесс, – ответила Кравчук на вопрос журналистов о том, как ей видится финал этой истории. – Дело длится несколько лет. Если будет оправдательный приговор, полетят многие погоны. Я думаю, правоохранительные органы в этом не заинтересованы. И они как минимум будут добиваться условки. Для отчетности.
Покидая зал пресс-конференции, Анастасия Андреевна продолжала общаться с журналистами, отвечать на вопросы про мужа и грядущие выборы.
– У меня одна проблема: последний год я – мать-одиночка, – призналась во время этой беседы депутат. – Уголовное дело – это рабочий процесс, очень неприятный. Я понимаю, что это цирк, в котором я должна отработать, и я не имею права от этой роли отказываться.