Общество Россиянам предложат трудиться до 63 лет

Губерния
№13 (1036) 30.03.2016

На прошлой неделе экс-министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что после парламентских выборов в сентябре нужно объявить о необходимости повышения пенсионного возраста в стране, а начать реформу следует, например, с 2019 года.

Об этом же высказался и министр экономического развития Алексей Улюкаев:

– Думаю, разумно объявлять об этом в электорально спокойный период, например в конце 2016 года. А расчеты необходимо завершить уже сейчас.

По мнению чиновника, пенсионный возраст надо поднимать на полгода в год до 63 лет. Таким образом, для женщин, которые сейчас выходят на пенсию в 55 лет, повышение планки будет проходить в течение 16 лет.

Разговоры о повышении пенсионного возраста идут уже давно. В начале апреля 2015 года глава Минфина Антон Силуанов заявил о необходимости повысить пенсионный возраст в стране, чтобы сбалансировать пенсионную систему и снизить нагрузку на бюджет. Однако президент Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев и министр труда Максим Топилин публично не согласились с этим. Путин, в частности, назвал нецелесообразным повышение пенсионного возраста.

«Пенсионный фонд у нас пока дефицитный. Мы гасим дефицит из бюджета или из Фонда национального благосостояния, который формируется за счет нефтегазовых доходов. Перспектива должна быть такой, что дефицита быть не должно, и мы с вами уже говорили многократно, считаю, что сегодня нецелесообразно повышать пенсионный возраст», – сказал тогда Путин.

Вице-премьер Ольга Голодец, в свою очередь, заявила, что вопрос повышения пенсионного возраста закрыт на ближайшие 10 лет.

Тем временем, жители России не надеются, что дети обеспечат их старость. По данным исследовательского центра портала поиска вакансий Superjob, на такую материальную поддержку рассчитывают только 3% граждан. Чтобы сохранить привычный образ жизни, 28% респондентов планируют продолжить работать после выхода на пенсию.

21% респондентов затруднился назвать свой основной источник дохода после выхода на пенсию. «В нашей стране надеяться можно только на себя, если здоровье не подведет», – отмечают люди.

Что думают известные люди России и Карелии?

Борис Титов, уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей:

– Я считаю, что не нужно повышать пенсионный возраст, потому что эта мера ничего не даст… Это не даст необходимых сумм. Вопрос в том, что нужно менять пенсионную систему. И у нас есть свой взгляд на это дело. Мы считаем, что накопительную часть пенсии надо убирать, что должна быть минимальная пенсия, гарантированная государством, а все остальное должно быть частным делом каждого человека. В разных странах по-разному, но государство не берёт налоги с той части, которую работодатель платит в этот частный пенсионный фонд своего сотрудника. То есть оно стимулирует сотрудника и его работодателя накапливать в частном порядке эти пенсионные деньги.

Михаил Тарасенко, зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов:

– Не пройдут безответственные заявления бывшего «лучшего министра финансов» о том, что после выборов будет объявлено о повышении пенсионного возраста. Еще ни один прогноз этого господина не сбылся. Уверен, не сбудется и этот. Проблема – в накопительной части, которая лучшими министрами была придумана для того, чтобы лоббировать интересы негосударственных пенсионных фондов, многие из которых так и не доказали свою состоятельность.

Максим Топилин, министр труда и соцзащиты России:

– Более высокий возраст выхода на пенсию, как правило, установлен в тех странах, где продолжительность жизни составляет 75–80 лет. В России продолжительность жизни пока не такая высокая: в 2012 году этот показатель составил 70,2 года, прогноз на 2018 год – 74 года. Таким образом, повышение пенсионного возраста для России неприемлемо.

Сергей Калашников, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике:

– Саму пенсионную систему давно пора менять, делая ее более рациональной. Мы сейчас живем по государственной пенсионной системе, придуманной Бисмарком в 1872 году. Пенсионный возраст тоже придумал он, взяв среднюю продолжительность жизни железнодорожных машинистов – 60 лет и их жен – 55 лет. Проблема и в размере пенсии. Так, по ВОЗовским нормам, он должен быть не менее 40% от заработка, в развитых странах он сейчас достигает 70% от заработка, а у нас и до 25% не дотягивает!

Еще одна проблема – льготные пенсии. В России 30% пенсионеров-льготников. Я понимаю, что та же балерина не может уже танцевать в 35 лет, но это не значит, что в этом еще молодом возрасте она должна уйти на пенсию и ничего не делать! В 35 лет можно переквалифицироваться без особого труда. Другое дело – льготники, которые раньше становятся пенсионерами из-за вредных условий труда, то есть они не могут работать дальше в связи с потерей здоровья. Но и здесь в условиях рынка предприниматель, владеющий «вредным» производством, получает за выпущенный товар больше денег. Значит, он может создать негосударственный пенсионный фонд, из которого он сам будет выплачивать льготные пенсии своим работникам, а не государство за него их содержать.

Валерий Рашкин, первый зампред Комитета Госдумы по делам национальностей:

– Я, в свою очередь, призываю господ Кудрина и Улюкаева вместо лоббирования вопроса повышения пенсионного возраста активнее заниматься повышением продолжительности жизни граждан России. Этому будут способствовать следующие факторы: высокая зарплата, пенсия, качественное медобслуживание, искоренение пьянства и наркомании, наличие возможностей для гарантированного полноценного отдыха, сохранение льгот для работающих на предприятиях с вредными условиями труда и т.д. То есть люди, выйдя на пенсию, должны жить долго, в свое удовольствие, воспитывать внуков и правнуков, путешествовать по нашей и зарубежной странам. Сегодня же многие вслед за уходом на заслуженный отдых уходят в мир иной через 2-3 года! Действующая пенсионная система совершенно не соизмеряется с сегодняшней кризисной ситуацией и никак не привязана к средней зарплате по промышленности. И перспектива довести размер пенсии до 50% от средней по региону, хотя это мировая практика, канула в Лету.