Общество «Петрозаводск не привлекателен для туристов»

Лариса Борисова
№22 (1045) 01.06.2016

Архитектор Елена Ициксон откровенно рассказала о том, что думает о родном Петрозаводске и какие главные минусы в нем видит. Мы прогулялись с ней по городу и поговорили об архитектурном облике карельской столицы в целом и об отдельных шедеврах архитектуры в частности.

Петрозаводск – настоящий исторический город! Планировка городского центра – это памятник Екатерине Великой и ее градостроительной деятельности. Именно тогда, в конце XVIII века, Петрозаводск получил статус города и свой первый генеральный план. Конечно, в те годы застройка была преимущественно деревянной, а потому до нашего времени дошли лишь несколько зданий – ансамбль Круглой площади (пл. Ленина), дом горного начальника на ул. Энгельса, здание Музея ИЗО на пл. Кирова.

Петрозаводску повезло после войны, когда при восстановлении города проектировщики ЛенГИПРОГОРа сохранили старую сетку улиц эпохи классицизма, несмотря на то, что новое строительство шло кирпичными четырехэтажными зданиями. Неоклассицизм 1950-х пришелся «к лицу» Петрозаводску и продолжился симметричным архитектурным ансамблем площади Гагарина и общим ансамблевым подходом к застройке.

Старый Петрозаводск – уютный и масштабный: дома не велики и не малы, фасады привлекают интересными деталями, вдоль улиц нашлось место деревьям и газонам, здесь приятно находиться и прогуливаться. И совсем не обидно брошенное кем-то из приезжих: «Это заповедник сталинского ампира!» Это наш бренд, в том числе для развития туризма. Только бренд, к сожалению, недооцененный. Нам бы беречь всю историческую застройку центра, сохранять и подновлять обвалившуюся лепнину с фасадов, а не укрывать ее стыдливо зелеными сетками. Мы как будто не понимаем своего богатства.

Н едавно довелось побывать в Казани. Этот город всерьез сделал ставку на развитие туризма! И довольно успешно: туризм в Казани сегодня – самая динамично развивающаяся отрасль экономики города, его посещают более 2 миллионов туристов в год. Казань обратила внимание на свою уникальную историческую архитектуру – реставрация, сохранение и использование под современные функции старых зданий идут невиданными темпами. Казанский кремль, Татарская слобода, застройка исторического центра – всё приведено в порядок, отреставрировано, благоустроены улицы и скверы. Это настоящая мекка для туристов, это интересно и привлекательно. Гуляя по Казани и любуясь исторической архитектурой, можно спокойно смотреть по сторонам, а не под ноги, как у нас в Петрозаводске, где опасно отрывать взгляд от тротуара, потому как можно реально споткнуться, подвернуть ногу или сломать каблук.

У нас много говорят о развитии туризма, но Петрозаводск как объект, привлекательный для туристов, на мой взгляд, не готов пока к этой роли. И дело даже не столько в решении вопросов реставрации исторических зданий, сколько в многочисленных градостроительных «ошибках», упорно повторяющихся при новом строительстве в Петрозаводске.

Пожалуй, в лидерах этого списка «ошибок» – здание бизнес-центра САНА на Энгельса. Это сооружение своей неуместной высотой подошло непозволительно близко к историческому сердцу города – Круглой площади. Оно вторглось в его панораму своим лапидарным обликом, приближающимся к убогости (особенно при сравнении со своими соседями – старыми домами). Оно втиснулось между существующими зданиями на предельных расстояниях, которые и допустимы-то только с противопожарной точки зрения, но никак не архитектурной композиции и законов градостроительства. А потому подобные супервысокие сооружения, где застройщику важно только количество квадратных метров, но, в оправдание высоты, именуемые их создателями архитектурным словом «доминанта», можно назвать только «выскочками» среди гармонии старой застройки.

Что такое доминанта и архитектурный акцент? Живая иллюстрация – башенка на почтамте, воспринимаемая с разных точек улиц Дзержинского, Свердлова и самой красивой – с проспекта Карла Маркса. Этот кадр – хит фоторепортажей о нашем городе, популярная точка съемок любителей и профессионалов.

Не ошибками, а бедой я назвала бы системную застройку городских рекреационных зон и пойменных территорий по берегам наших городских рек – Лососинки и Неглинки. Торговый центр «Лента», типичная «обувная коробка» без признаков архитектуры, место которой за городом, возникла волевым порядком городского руководства практически в центре города, на прекрасном рельефе, ниспадающем от улицы Вольной к Ленинградской и предназначенном для большого парка. Кстати, в 1960-1970-х в этом парке даже были высажены деревца и разбиты дорожки. Но в 1990-х будущий парк оккупировал Ленинградский рынок, а уж потом там поставили и «Ленту». Парк погиб навсегда.

Торговые центры такого типа, как «Лента», крайне плохо выглядят на перепадах рельефа, так как рассчитаны на ровную, как стол, поверхность (их технология того требует). Такое мы и можем сейчас наблюдать – с одной стороны как будто сооружение стоит на земле, а со стороны Октябрьского «набегает» огромный цоколь с гигантскими лестницами на 1-й этаж. А уж хозяйственно-загрузочная зона «Ленты» отлично просматривается и с Вольной, и с Энгельса – с наших некогда лучших видовых точек из центра города в сторону Соломенного, испорченных грузовыми фурами, тележками, сараями, помойками и ящиками-контейнерами торгового центра.

Поймы городских рек по всем городским планам, начиная с XVIII века, отводились либо под места «для гуляния», либо под луга-огороды. Водоохранная зона малых рек всегда уважалась. В соответствии с генпланами XX века, берега рек в границах прилегающих улиц превращались в систему парков, связывающих пригородные леса с парками на набережной Онежского озера. Это было осуществлено в советские времена на Лососинке почти так, как и задумывалось: при желании можно прогуляться вдоль реки до железнодорожного моста, где по дорожкам, где продираясь сквозь заросли, практически не выходя в город. Неглинке в этом плане повезло значительно меньше – благоустроенная парковая зона здесь ограничивается небольшим пространством между улицами Антикайнена и Шотмана.

«Наезды» на поймы начались с продажи участков под застройку на приречных территориях окаймляющих улиц. Так возник «Гранд» на Лососинке, под площадку которого было почти наполовину засыпано русло реки. На Неглинке между улицами Шотмана и Анохина уже существуют проекты «реконструкции» технических и прочих сооружений под новые «Гранды».

Самым шокирующим явлением стал перевод городских лесов в районе Лесного проспекта из рекреационной зоны в торгово-общественную. Как будто у нас нет свободных территорий для подобного строительства! ТРЦ «Лотос Plaza» даже часть реки Неглинки упрятал в трубу, чтобы разместить необходимые парковки. Похоже, наши внуки будут удивляться названию «Лесной», если такими темпами будет выкашиваться лес под торговые центры, автозаправки, продажу и обслуживание автомобилей и прочее.

Разумеется, кроме минусов в застройке Петрозаводска есть и много позитивной современной архитектуры. Одним из наиболее значимых примеров в градостроительстве Петрозаводска, несомненно, следует отметить ансамбль набережной Варкауса – первый комплексный проект застройки значительной территории в постсоветское время. В 1960-х, после застройки микрорайонов на Октябрьском, осталась незавершенной внешняя линия, примыкающая к Соломенскому шоссе (теперь – Варкауса). Было понятно, что тем набором типовых зданий, который имелся в палитре зодчих, осуществить замысел проектировщиков невозможно. Об индивидуальном проектировании жилых домов в те годы не могло быть и речи.

На Эдуарда Федоровича Андреева, бывшего главным архитектором города в течение 20 лет (1970-1990), пала основная тяжесть борьбы за линию озерного фасада, так как успешно развившееся индустриальное домостроение искало новых и новых площадок в городе, несмотря на освоение таких больших районов, как Ключевая, Кукковка и Древлянка. Было проведено несколько архитектурных конкурсов на застройку Соломенской набережной. Но реализация этих замыслов осуществилась только в начале XXI века. И осуществилась, на мой взгляд, довольно успешно.

Панорама города на Варкауса сложилась довольно интересная. Новая архитектура доминирует на фоне типового массового строительства формами и красками. Строительство и проектирование в историческом центре Петрозаводска требуют особого внимательного подхода с учетом существующей архитектуры.

Одним из удачных примеров можно назвать дом на ул. Кирова, 19 (2005, арх. А. Гречкин) с торговым центром «Максим». Дом соседствует с непритязательной хрущёвкой начала 1960-х – с одной стороны и памятником архитектуры 1912 года – хирургическим корпусом земской больницы – с другой стороны. Через дорогу – так называемый «дом специалистов», восстановленный после войны в духе сталинского ампира и не поддерживаемый на улице Кирова ничем ни по этажности, ни по стилю. Участок крайне сложен, ансамбля никакого нет. Ограничений по высоте тоже нет. Проектируемый дом должен был стать тем ключевым элементом, который собрал бы всю застройку в некое подобие ансамбля и акцентировать направление улицы Кирова от проспекта Ленина к дальнейшему развитию городского центра в сторону Октябрьского района. Дом получился и играет предназначенную ему градостроительную роль, а кроме того, архитектору удалось в этом здании выразить квинтэссенцию того самого сталинского ампира, который доминирует в центре Петрозаводска, составляя его исторический контекст. При этом в архитектуре здания нет прямых цитат или откровенной стилизации. Объект принадлежит своему времени с присущими ему новейшими технологиями строительства, композиционными приемами.

Сквер и его реконструкция с устройством ТЦ «Пирамида» – первый в Петрозаводске пример освоения подземного пространства. К сожалению, не получилось то, что было запроектировано, в частности, потому, что автор был фактически отстранен от авторского надзора. Уменьшение озелененного пространства, утяжеление конструкций – нарушение первоначального проекта неблагоприятно сказалось и на восприятии дома.

Что сказать про ТРЦ «Макси» на пр. Ленина? Иногородние авторы приняли к сведению рекомендации нашего Градостроительного совета, что значительно улучшило общую объемную композицию, приблизив членения фасадов к масштабу окружающей застройки. Хотя сооружение все-таки великовато для квартала исторического центра, и осталось желание еще больше отодвинуть его вглубь от проезжей части для создания перед ним полноценного сквера. Советы местных архитекторов по устройству внутри «Макси» сквозных диагональных проходов, как любят делать это в Европе, не встретили понимания у авторов.

Про местный «Биг-Бен» на площади Гагарина, честно говоря, уже скучно говорить. Странный подарок установлен с нарушениями всех мыслимых законов, да еще и в охранной зоне объекта культурного наследия – здания железнодорожного вокзала. Не существовало ни проекта, ни сметы, ни договора дарения. Иск по сносу стелы был удовлетворен, но судебные приставы столкнулись с отсутствием собственника: компании «Мир камня», которая устанавливала «Биг-Бен», уже нет, а ее правопреемник находится… на Дальнем Востоке! Очень похоже на небезызвестные «Рога и копыта» из романа Ильфа и Петрова.

В Петрозаводске реально складывается свой архитектурный стиль, и это замечают приезжие специалисты, отмечая, что город местами, особенно в районах новостроек, напоминает нечто скандинавское, европейское. Это, конечно, приятно слышать и характеризует профессионализм местного сообщества архитекторов. Хочется, чтобы у нас еще появилось европейское отношение к нашим историческим ценностям – памятникам архитектуры, что всегда делает любой город самобытным, неповторимым, удивляющим и запоминающимся «лица необщим выраженьем».