В прошлом своем блоге я восхитился ответу, который Дмитрий Анатольевич Медведев дал россиянам в Крыму. Кроме меня этим ответом восхитились многие, а Семен Слепаков даже написал чудесную песню. Некоторые добавляли, что Медведев – он вообще, в принципе, такой, немножко смешной. То станцует потешно, то уснет на Олимпиаде, то вот ляпнет чего-нибудь не подумавши. А Путин – это совсем другое дело. Он емкий, четкий и правильный. К нему не придерешься.
Мне даже захотелось освежить в памяти некоторые его выступления. Про утонувшую лодку, про сортир, про яйца Саркози, про бандерлогов с презервативами. Слушал и радовался. Потому что харизма. Дошел до вопроса журналистки Винокуровой о зарплате Сечина. Полтора года назад ответ на этот вопрос широко обсуждался. Помните? Владимир Владимирович тогда ответил, что он не то что сечинской зарплаты, он и своей-то зарплаты не знает. Получает – и все. В том смысле что деньги – это вообще не главное. Кстати, граждане России вполне могли бы брать пример со своего президента. Ведь, согласитесь, мы как-то очень уж зациклены на этом вопросе. Все нам мало, все хочется больше, завидуем друг другу, жалуемся, плачем, что нам не хватает. Но вот же есть человек, который вообще не берет этот бренный металл в голову. Просто работает. Гребет, как раб на галерах, служит родине и не ноет, не требует прибавки и не считает деньги в кармане Сечина. Я тогда еще подумал, что вот же он, идеальный человек будущего. Вот бы нам бы всем бы так же бы.
Но ведь фрагмент про зарплату был далеко не главным в том вопросе Винокуровой. Она еще спрашивала про глав госкорпораций и приближенных к Путину чиновников, которые получают огромные субсидии из бюджета и живут во дворцах, в то время как бабушки считают копейки на хлеб. Не являются ли, мол, эти люди врагами России? И ответ президента на этот вопрос восхитил меня не меньше, чем ответ Медведева крымчанам. Я как-то в свое время не обратил внимания на этот ответ, а он же чудесен. В общем, отвечая на вопрос, не являются ли те, кто ворует миллионы, врагами России, Владимир Владимирович ответил, что, да, зарплаты у руководителей крупных корпораций большие, но сравнивать их надо не со средней зарплатой по стране, а с зарплатами руководителей аналогичных корпораций за границей. А иначе это дешевый популизм.
То есть зарплаты учителей, врачей, медсестер, инженеров и рабочих не надо сравнивать с аналогичными зарплатами за границей, а зарплаты руководителей крупных корпораций сравнивать надо. Ведь, согласитесь, он прав? Нужно уравнять с заграничными цены на товары и зарплаты миллионеров, а остальные должны, как президент, перестать считать деньги. Знаете, сколько в этих поганых Штатах получает учитель? От 60 до 100 тысяч долларов в год. То есть от 5 до 8 тысяч долларов в месяц. А наши учителя, если не ошибаюсь, зарабатывают долларов 300? Некоторые, может быть, даже 350. Медсестра в США получает в месяц тысяч 7 долларов, а медсестра-анастезиолог – больше десяти. У нас же зарплата медсестры болтается, если не ошибаюсь, в районе тех же трехсот, если не меньше. Мой знакомый эмигрант из России – инженер-механик имеет за границей больше 150 тысяч долларов в год (это почти 13 тысяч в месяц), а приятель-программист получает в месяц 16 тысяч. Я уже не говорю о врачах, которые зарабатывают больше их всех. И при этом цены в США сопоставимы с нашими. Еда стоит примерно столько же, одежда и машины дешевле, квартиры дороже, но проценты за ипотеку в разы меньше. То есть в ценах мы как бы уже подравнялись. И в зарплатах руководителей крупных корпораций тоже. А со всеми остальными пока как-то не к спеху. Ну и как после подобных ответов не любить нашего президента?
Я думаю, что любовь эта во многом от того и происходит, что мы внутренне такие, как он. Внешне да, мы делаем вид, что страдаем из-за маленьких зарплат, но на самом деле мы понимаем, что это вторично. Как говорит мой друг, «я не поддерживаю внутреннюю политику президента, но с внешней политикой согласен полностью». Что в переводе означает: плохо, конечно, что мы никак не можем расселить людей из аварийного жилья, плохо, что приходится сокращать хороших преподавателей, плохо, что не индексируются пенсии, но хорошо, что на сэкономленные на всем этом деньги мы побомбили Сирию, вернули Крым и помогли шахтерам Донбасса. И это, на самом деле, даже важнее. Потому что, знаете, ни хлебом единым, так сказать. Хлеб съел – и нет его. А военная слава остается в веках. Опять же, оружием можно пугать неприятеля и заставлять себя уважать. А уважение – оно поважнее сытости будет.
А какой вопрос-то у этой Винокуровой был? Не считает ли президент живущих во дворцах чиновников из своего окружения врагами России? Ответ на этот вопрос был более чем исчерпывающим.
– В моем окружении чиновников нет, – сказал президент. – Они все коллеги.
А про коллег-то Винокурова не спрашивала! Вот умеет он все-таки отвечать на самые острые вопросы. За то и любим.