Спорт и отдых «Чтобы балерина не «выскочила» из пачки…»

Лариса Борисова
№23 (1046) 08.06.2016

Театр всегда вдохновлял не только репертуаром, но и красотой костюмов артистов. А как они создаются? Сколько стоят и чем отличаются от обычных? Обо всем этом нам рассказала Светлана Киян, художник-модельер театрального костюма Музыкального театра Карелии.

– Поначалу я не знала, кем стану: после десятого класса у меня не было никаких идей. Но поскольку я всегда любила «обшивать» маленьких куколок, то мама сказала: «Вот туда и иди!» В результате я окончила с красным дипломом профтехучилище № 18 по специальности «Закройщик верхней одежды». Училась легко, потому что с детства привыкла держать в руках иголку. Потом работала в Доме быта, в ателье «Пушинка», в военном ателье. Последнее место работы не очень нравилось – слишком однообразно, а в каждом настоящем закройщике и портном, как мне кажется, должна быть творческая жилка.

В Музыкальном театре я с начала 90-х, пришла по объявлению в газете «Ленинская правда». Сперва трудилась в пошивочном цехе, который впоследствии возглавила. Высшее образование получила в КГПА, на факультете технологии и предпринимательства. В 2009-м стала художником-модельером театрального костюма.

Театральный костюм появился тогда, когда состоялся первый спектакль и первый актер вышел на сцену. История костюма очень своеобразна и интересна, и в настоящее время он должен полностью соответствовать художественному замыслу спектакля. У каждой театральной постановки – свой режиссер и свой художник, и костюмы должны быть выполнены полностью в соответствии с их пожеланиями: цвета, оттенки, ткани, детали, силуэт.

Некоторые костюмы стоят достаточно дорого. В опере «Травиата» стоимость одного платья составляет примерно тридцать тысяч рублей. Откуда такие деньги? Средства выделяет Министерство культуры, театр пишет гранты и выигрывает; наверное, есть и спонсоры. В любом случае, все это делается ради зрителя, чтобы он ощущал себя комфортно, полностью погрузился в атмосферу спектакля, проникся его действием.

После встречи с художником составляется смета на изготовление костюмов к спектаклю. В смете необходимо учесть количество всех видов тканей и отделку: тесьму, кружево, бусины, стразы (если они необходимы), крючки и молнии, нитки, пуговицы, каждую кисточку и бантик, постараться все отразить. Если с художником мы работаем не впервые, то мне легче его понять и воплотить его замысел в готовом костюме. Конечно, бывает, что, взглянув на готовый костюм, создатель эскиза скажет: «Все хорошо, но вот эту бусинку лучше сюда, а эту – туда».

Работа над костюмами начинается за полгода до выхода спектакля, а то и раньше. К каждому костюму подбираются образцы тканей и прикрепляются к эскизу. Эскизы костюмов обязательно сохраняются: каждый спектакль – в своей папке, часто вместе с образцами ткани. Костюм может состоять из трех-четырёх изделий; прибавьте к этому обувь и головной убор. А на одну роль может быть назначено по два-три состава солистов – тогда количество костюмов увеличивается. Веера и головные уборы делают в бутафорском цехе, перчатки шьем сами, а обувь в основном заказываем в Санкт-Петербурге.

Костюмы для оперы имеют свою специфику, для балета – свою. Далеко не все знают, что долгое время, примерно до 50-х годов прошлого века, пачки делались из накрахмаленной марли. Есть два вида балетных пачек: классическая (плоская) пачка и шопеновская. Для того чтобы классическая пачка в процессе использования не потеряла свою форму, в один из слоев вставляется «сталька» – металлическая проволока.

Чтобы во время поддержек партнера балерина не «выскочила» из костюма, к балетной пачке обязательно прикрепляется лиф, в который, дабы он держал форму, вставляется регилин (корсетные «кости»), а раньше эту функцию выполнял китовый ус. Длина шопеновской пачки для каждой балерины измеряется от пола; на юбку уходит двадцать пять метров театральной сетки. На раскрой и пошив шопенки необходимо полтора-два дня. Вообще, стоит отметить, что метраж тканей для создания костюмов просто огромный.

Лиф, как балетный, так и оперный, должен очень плотно сидеть на фигуре. Поэтому для застежки используются в основном металлические крючки, которые пришиваются поочередно – «крючок, петля»: молния не выдержит такого напряжения. При изготовлении кринолинов различной формы используется стальной обруч – та же «сталька», но шире и немного толще, чтобы выдержать вес верхней юбки и не поменять форму. Оперные кринолины, как правило, тяжелые, потому выступать в них зачастую весьма нелегко.

Театральные костюмы шьются из тафты, бархата, парчи, органзы, шерсти, гипюра, портьерных и жаккардовых тканей. Многие из них приобретаются в Санкт-Петербурге. А бывает, что «богатые» костюмы шьются из простых тканей, которые можно купить в обычных магазинах: креп-сатин, габардин, кашибо, которые после отделки просто не узнать.

В пошивочном цехе работают девять человек, по образованию все – закройщики, потому что работа очень сложная и кропотливая, и все они – знатоки своего дела и великие труженики. Так, для пошива костюмов одного из спектаклей вручную, ножницами, было аккуратно разрезано по контуру рисунка двадцать пять метров гипюра – так было сделано кружево, непохожее на магазинное.

В театре огромное количество костюмов, и их нужно где-то хранить. На двух этажах театра расположены четыре помещения костюмерного цеха (они уже переполнены костюмами). Сохранить и сберечь костюмы – задача костюмеров, их в театре пять человек. Еще им необходимо перед каждым спектаклем отутюжить и проверить костюм, на месте ли все дополнительные детали, крючки и застежки, помочь артистам одеться и переодеться в антракте или во время действия. В процессе использования костюмы, конечно, пачкаются: в основном от грима. Поэтому они сдаются в химчистку или стираются вручную в прачечной.

В костюмерных все костюмы развешаны по спектаклям и подписаны для каждого артиста: прямо как в детском саду! А еще они имеют инвентарные номера. Костюмы шьются индивидуально, как для солистов балета и оперы, так и для кордебалета и хора, и их великое множество! Для оперы «Кармен» было сшито триста костюмов, не считая головных уборов, украшений, обуви и прочего. Для премьерного балета «Дон Кихот» – примерно двести костюмов. При этом все нужно умножать на количество составов исполнителей, участвующих в спектакле.

Мы сохраняем и используем все, что возможно: у костюмов далеко не одна, а несколько жизней. В 90-е годы к нам пришли списанные костюмы из Михайловского театра: этакие боярские шубы с бирками 1896 года! Конечно, их состояние было уже не очень, но мы взяли какие-то детали. Когда постановка сходит со сцены, некоторые костюмы разбираются для других постановок, по-другому украшаются, и никто не догадывается, что это не новое платье. Если костюм не пришел в негодность, он не выбрасывается: есть специальное хранилище, и костюм может быть использован, допустим, в концерте.

Волшебство, атмосфера, аура и зрительный образ спектакля создаются при помощи многих средств, и одно из главных – театральный костюм. Он сосредоточивает в себе определенные чары, обладает положительной магией. Театральный костюм составляет целую область творчества художника-модельера, воплощающего в нем огромный мир образов; помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть внутренний мир сценического героя, определяет характеристику среды, в которой происходит действие: в общем, является неотъемлемой и важной частью театральной постановки и, несомненно, ее украшением.