Общество Несправедливая справедливость

Александр Фукс
№28 (1051) 13.07.2016

Любой футбольный матч можно рассматривать в трех плоскостях. В плоскости самого этого конкретного матча. В плоскости всего турнира в целом. И в плоскости исторической. При таком подходе каждая финальная игра большого международного чемпионата превращается в настоящую драму. Хоть кино снимай. Вот и финал завершившегося в воскресенье чемпионата Европы исключением не стал. Было в нем и падение героя, обернувшееся триумфом, и большая турнирная несправедливость, и восстановление справедливости исторической. А сборная Португалии меж тем впервые стала лучшей командой континента.

Драматургия самой игры была видна каждому. Потенциально более сильная, более интересная, атакующая команда Франции вышла убивать скучную Португалию. Единственное, на что могли уповать португальцы в атаке, это на гения Криштиану Роналду, но его уже в самом начале матча сломал француз Пайет. На этом, по идее, игра была закончена. Французы всей своей мощью продолжали давить на уступающего в классе противника, а у португальцев, по сути, был выбит их единственный острый зуб. Но в этой, казалось бы, совершенно безнадежной ситуации Потругалия не только выстояла, но и победила. Три резких выпада в дополнительное время – и увязшие в болотной обороне португальцев, измотанные французы рухнули и развалились. По бровке, хромая и ликуя, носился раненый, но воскресший Роналду, а гол забил невесть из каких запасников вытащенный долговязый Эдер. Причем все могло закончиться иначе. За полторы минуты до конца основного времени французский цыган Жиньяк как ребенка обмотал лучшего защитника Португалии Пепе, обманул вратаря и катнул мяч в ближний угол. Жиньяк – хороший нападающий. Он не забил на чемпионате ни одного мяча, он очень хотел забить и мог благодаря одному этому удару войти в историю, но попал в штангу. В самый краешек. На пять сантиметров правее – и чемпионом Европы стала бы Франция. Но нет. В итоге Роналду рыдает от счастья, Пепе победно блюет от усталости прям на французский газон, и Жириновский где-то в далекой России ликует, ибо он ненавидит Францию из-за войны 1812 года, а к Португалии относится с симпатией. Итак, потеряв лидера, команда выстояла и выиграла – была в этом некая высшая справедливость. Но это то, что на поверхности. В контексте же всего турнира португальская победа выглядела совсем по-другому.

Ведь дело в том, что за весь чемпионат Португалия в основное время выиграла только одну игру. Это уникальное по своей нелепости достижение. Чемпионом Европы стала команда, которая почти все свои матчи играла вничью. В группе они не смогли победить Исландию, потом не смогли выиграть у Австрии и, наконец, чудом, трижды спасшись, выцарапали ничью с Венгрией. В то время как французы побеждали, забивали прекрасные мячи, в то время как Антуан Гризман становился лучшим бомбардиром турнира, португальцы ужиком проползали к финалу. В одной восьмой за всю игру с Хорватией они ударили по воротам лишь один раз за две минуты до конца дополнительного времени. Поляков прошли по пенальти. И единственная чистая победа им досталась лишь в полуфинале с Уэльсом. В итоге эта ломающая, ничего не созидающая команда стала чемпионом Старого света. Эдакое классическое торжество антифутбола.

Вообще, этот чемпионат Европы по непредсказуемости результатов превзошел последний чемпионат мира. Там, в конечном итоге, всякий раз побеждали те, от кого ждали победы. Здесь же происходили настоящие чудеса. Исландия, вышибающая Англию, Уэльс, доходящий до полуфинала, немцы, проигрывающие французам. А как невероятно разбросало команды в плей-офф! С одной стороны сетки – все топ-команды, а с другой – вообще никого. То есть Испания, Италия, Англия, Германия и Франция – все должны были повыбивать друг друга еще до финала. И при этом каждый победивший неизменно проигрывал в следующей встрече. Италия выиграла у Испании, но проиграла Германии. Германия победила Италию, но уступила Франции. А Франция после победы над сильнейшей командой мира сломалась о приползшую из легкой части сетки Португалию. В общем, вопиющая и обидная несправедливость… Но есть у этой повести еще и исторической контекст.

А он заключается в том, что в 90-х годах в Португалии выросло золотое поколение футболистов. Луиш Фигу, Фернанду Коуту, Нуну Гомеш, Витор Байя, Паулета, Жоао Пинту – они дважды становились чемпионами мира среди молодежных команд, и все ждали, что они скоро обязательно начнут выигрывать большие турниры. Но победы не приходили. В 2000-м на чемпионате Европы их в полуфинале в дополнительное время остановили как раз французы за счет очень сомнительного пенальти (французы тогда как раз стали чемпионами). А еще через четыре года к этим уходящим уже звездам добавился молодой 19-летний Криштиану. И чемпионат был у них дома. И они вышли в финал, где их противником была скучная, невразумительная, умеющая только ломать сборная Греции. Команда без единой звезды. Хорошо организованная, но безликая. Ясно было, что красивая, атакующая, играющая дома Португалия сильнее. В конце концов, эти футболисты заслужили победу на крупном турнире. Но случилось свинство, и Греция, нанеся один единственный удар по воротам, победила. И вот прошло 12 лет. Из тех звезд в строю остался только Роналду. Один из двух лучших игроков мира. И его сборная снова оказалась в финале. Только теперь уже она выступала в роли Греции. Франция играла дома, Франция была сильнее и Франция проиграла. А Португалии судьба словно бы вернула тот старый долг. И за 2004-й, и за тот пенальти в 2002-м. В конце концов, Португалия давно заслужила победу, и в этом плане происшедшее можно считать некоей высшей справедливостью.

Вот только Месси жалко. Он со своей Аргентиной третий год подряд проиграл в финале большого турнира. Рональду стал чемпионом Европы, а Месси так и не стал чемпионом Америки. Но это уже другая история.