Правительство внесло в мае в Госдуму поправки, увеличивающие штрафы в десять раз за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте и содержании дорог или за непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по введению ограничения движения на отдельных участках дорог в случае их небезопасности.
Ответственным должностным лицам будет грозить штраф от 20 тыс. до 30 тыс. руб. (сейчас – от 2 тыс. до 3 тыс. руб.), а если при этом был причинен легкой и средней тяжести вред здоровью, то от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (для юридических лиц – штраф до 500 тыс. руб.).
Кроме того, вводится ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания МВД об устранении нарушений законодательства – штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а за повторное нарушение – от 70 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет.
Резко против закона выступили власти различных регионов России. Предлагаемые размеры штрафов региональные чиновники считают необоснованно высокими.
Свои отзывы в думский комитет по конституционному законодательству отправили Владимирская, Псковская, Курская, Томская области, Челябинск, Ставрополь, Республики Марий Эл и Карелия. Губернатор Курской области Александр Михайлов просит отклонить рассмотрение данного законопроекта как несвоевременного, Челябинская область предлагает отсрочить принятие законопроекта не менее чем на три года, а Псковская, Томская области и Республика Марий Эл – уменьшить размер штрафов для должностных лиц в 10 раз, исключив в качестве наказания дисквалификацию.
Ко второму чтению уже внесены поправки, которые позволят сделать будущий закон четким и однозначным. Например, если чиновник в письменном виде просил денег на ремонт дороги, но их не выделили, то штраф за плохое состояние этой трассы ему уже грозить не будет. Также добавлена фраза, что наказывать дорожников можно только при производстве работ. В других случаях при ДТП ответственность предлагают поделить между дорожниками и ГИБДД.
В Госдуме также готовы рассматривать возможность увеличения штрафов в два-три раза, но не в десять раз, как сейчас написано в законопроекте.
Что думают известные люди России и Карелии?
Екатерина Решетова, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:
– Виновного в плохом качестве дорог зачастую определить непросто. В отношении же чиновников и безопасности дорожного движения давно напрашивается другая мера – ограничение спецпропусков и спецсигналов для проезда. В развитых странах, как правило, лишь глава государства пользуется таким правом. Для основного исполнителя работ у нас уже существуют штрафные санкции. Заказчику, например региональному министерству, нужно лишь доказать в суде, что подрядчик нарушил нормативы или не уложился в срок. Есть и уголовная ответственность, если по вине того, кто работал с дорогой, случилось ДТП. К сожалению, дорожные деньги идут не всегда на дороги. И в таком случае ответственность должны нести должностные лица». И это тоже надо предусмотреть в дорожных поправках в КоАП.
Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»:
– Законопроект вполне логичен: если причинен вред здоровью, то надо заплатить большие штрафы, не выполнено предписание ГИБДД по устранению нарушений – тоже штраф. Сейчас ГИБДД дает предписания, но их не выполняют, потому что наказания за это нет. А если нет наказания, то незачем и тратить деньги на выполнение предписаний. Регионы не хотят брать на себя ответственность: нарушать они хотят, а отвечать – нет. Речь идет о затратах на временные дорожные знаки, освещение и о дополнительных требованиях к качеству работ – это стоит копейки. Следует спросить правительство той же Владимирской области, все ли 100% средств, выделенных на дороги, расходуются по назначению?
Александр Михайлов, губернатор Курской области:
– Средняя зарплата в дорожной области в Курской области в 30 тысяч рублей не позволит должностным лицам оплачивать предлагаемые штрафы.
Алексей Конышев, замгубернатора Владимирской области:
– Строительство и ремонт дорог финансируются из средств, поступающих в региональные дорожные фонды, при этом финансовое обеспечение дорожной деятельности в регионах на протяжении многих лет практически не увеличивалось.
Вадим Мельников, гендиректор Экспертного центра «Движение без опасности»:
– В Германии дороги делают на века. Есть компании, которые занимаются проектными работами при ремонте, есть фирмы, отвечающие за дорожную разметку во время ремонта, есть организации, которые непосредственно укладывают асфальт. И для всех – одни условия выполнения работ: в срок и качественно. Если этого не происходит, то надзорный орган выписывает штраф. Но лучшим контролером в данном случае является все-таки компания, которая «принимает эстафету» при ремонте дороги. Ей же не хочется тратиться на доделку того, что не успели предшественники, попадать на штрафы. Аналогичную систему стоит выстроить у нас.
Сергей Шаль, заместитель губернатора Челябинской области:
– Половина автодорог региона не соответствует нормативным требованиям. Данная ситуация на территории области складывается в результате сохраняющейся проблемы недоремонтов автодорог, интенсивной эксплуатации дорожной сети крупными горнодобывающими производствами, предприятиями горно-металлургического комплекса, карьерными хозяйствами, активно использующими при перевозке горнорудных материалов большегрузный автотранспорт, что приводит к ежегодному выбытию из нормативного состояния более 300 км автодорог.
Ярослав Нилов, депутат Госдумы:
– Тема ответственности поднималась на прямой линии с президентом, и то, что в регионах говорят об отсутствии денег, странно. Куда же идет транспортный налог? Когда арестовывают очередного губернатора, у него оказывается денег на несколько дорог.