На прошлой неделе злые языки дружно обсуждали новый хит Медведева. Он, правда, не был столь же емок и афористичен, как «денег нет, но вы держитесь», но все равно был хорош. В свойственной ему непринужденной манере Дмитрий Анатольевич объяснил молодому преподавателю из Дагестана, почему педагоги в нашей стране получают мало, а полицейские много. Он не начал юлить, не стал выкручиваться и не принялся виниться. Он не признал эту ситуацию неправильной. А просто и открыто растолковал, что так и должно быть.
Премьер-министр России, второе лицо государства, человек, который совсем недавно числился нашим президентом, признал, что учителя, если честно, и должны получать немного. «Учитель – это призвание, – сказал бодрый ДАМ. – А если хочется деньги зарабатывать, есть много прекрасных мест, где это можно сделать легче, быстрее. Тот же бизнес». То есть педагогика – это как бы такое занятие для чудаков. Для подвижников. Для тех, кто «действительно, любит детей». А государству, по большому счету, эти очкарики не нужны.
Мы же знаем, государство – это такая структура, которая умеет расставлять приоритеты. Оно поощряет те сферы деятельности, которые считает наиболее важными. Чем больше государство нуждается в развитии какой-либо отрасли, тем больше денег оно в эту отрасль вкладывает. Хочет государство сильную армию – вкладывается в армию. Хочет развивать дзюдо – вкладывается в дзюдо. Если бы оно хотело сильное образование, то вложилось бы в образование. Но своими словами премьер, фактически, дал понять, что вопросы обучения и воспитания для России являются вопросами как бы немножечко… второстепенными.
Вот полиция – это важно. Полицейским надо платить много. Это понятно. Без полицейских никак. А без учителей, в общем-то, можно и перебиться. И это нормально. «Я после университета был молодым преподавателем, – сказал недавний руководитель страны, – и получал 90 рублей в месяц, а лейтенант милиции получал 250. Так и было». И ни слова о том, что было это плохо. Не в том смысле, что полицейские должны получать так же мало, как педагоги, а в том, что педагоги заслуживают получать не меньше полицейских. Но нет. Просто, вот, мол, такая мы страна. Нам нужны полиция, армия, судьи, прокуроры, депутаты и чекисты. На них наша Родина готова тратиться всерьез и по максимуму. А учителя, доктора и прочие ботаники пусть радуются своему призванию. Ну и если захотят есть, пускай крутятся. Ведь, по Медведеву, «современный энергичный преподаватель может еще что-то заработать». В смысле, уроки провел, к завтрашним подготовился, тетради проверил – и бегом на репетиторство. Или вагоны разгружать. То же самое и врачи. Полечил денек – полечи ночью. Плюс можно подрабатывать дворником по утрам. А в выходной вести какой-нибудь кружок занимательной пропедевтики. Прокурору-то, полицейскому или судье так распыляться нельзя. У них ответственность, нагрузка, нервы. А у учителя и врача ни нагрузки, ни нервов, ни ответственности. Знай себе пописывай мелом да помахивай скальпелем. Правило буравчика пересказал, кишку вырезал – и спи-отдыхай. Ну а если не нравится, можно свалить из профессии. Никто же не заставляет.
Представляете, несколько лет назад мне примерно то же самое говорила одна двадцатилетняя девочка. Она была активистка движения «Наши» и категорически возражала против смены власти. Мол, благодаря этой власти она неплохо зарабатывала. Я тогда заикнулся про учителей с докторами. А она ответила: «Это был их добровольный выбор. Вот обслуживали бы режим и зарабатывали бы больше». То есть она в свои 20 лет уже понимала, что у нас больше зарабатывает не тот, кто обслуживает людей, а тот, кто обслуживает режим. Прекрасная логика. Но то говорила девочка, а это же целый премьер-министр, голос Кремля, бывший всенародно избранный помазанник Путина.
Очень он все-таки искренний человек. Как Буратино. В хорошем смысле этого слова.