Александр Худилайнен в Карелии с мая 2012 года. Мы уже писали о его обещаниях и их «выполнении». Однако времена работы Александра Петровича наверняка запомнятся жителям республики не только обещаниями, но и чередой скандалов. Напомним, о самых громких из них.
«Карелия- промежуток»
Первый громкий скандал разразился уже через полгода работы Александра Петровича в должности главы республики. Тогда министр экономического развития Карелии Валентин Чмиль на одном из заседаний, посвященных судьбе Кондопожского ЦБК, заявил, что готов даже проституцией заняться, лишь бы наполнить республиканский бюджет.
Цитируем:
– Мы (правительство) – никто в этом предприятии, 10 процентов. Я не могу сказать: извини, Владимир Михайлович (Бибилов), подвинься, я сяду на твое место. Но я готов заняться проституцией, чем угодно, лишь бы наполнять бюджет Республики Карелия. Как министр экономики могу сказать: ну не интересна Республика Карелия сегодня никому. Она всегда была дотируемым, поддерживаемым социалистическим анклавом. Экономически это невыгоднейшая территория. Кроме природных ресурсов ничего привлекательного здесь нет. Ни один нормальный инвестор на нормальных условиях сюда не пойдет. Это республика-промежуток. У нас нет трудовых ресурсов, электроэнергетики, газа, дорог. У нас ничего нет. Зачем сюда идти? Так зачем глава ездит в Москву каждую неделю? Мы ездим и целуем в одно место кого угодно и как угодно: только приходите и создавайте рабочие места!
Подбирая себе команду и назначая министром экономического развития республики варяга (до приезда в Карелию Чмиль трудился в Комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области на должностях начальника отдела, начальника департамента и заместителя председателя комитета; был он и руководителем Управления протокола губернатора Ленинградской области), Александр Худилайнен уверял: «Чмиль – специалист по привлечению инвестиций». Мол, его богатейший опыт в этом вопросе наверняка пригодится республике.
Вот и пригодился. Высказывание министра здорово подпортило имидж Карелии. И раньше-то затащить инвесторов к нам было сложно, а после подобных признаний это стало практически невозможно: Чмиль ославил Карелию на всю страну. Его скандальное высказывание обсуждали такие авторитетные издания, как «Форбс». А популярное интернет-издание «Лента.ру» посвятило нашему региону целую статью.
Удивительно, что, вставая «у руля» карельской экономики летом 2012-го года, Чмиль смотрел на Карелию более чем оптимистично:
– Я полагаю, Карелия привлекательнее для инвесторов, чем Ленинградская область. Здесь есть все, кроме нефти и газа. Есть высококвалифицированные кадры, в том числе инженерные, которые готовит ПетрГУ. Есть производственная база в виде уже существующих предприятий.
Всего за полгода губернаторствования Худилайнена Карелия в глазах Чмиля из привлекательного для инвесторов региона вдруг превратилась в «промежуток».
Ветхое жилье
Еще один громкий скандал, связанный с именем карельского губернатора, – скандал с расселением в республике ветхого жилья.
В феврале прошлого года на совещании у президента Владимира Путина выяснилось, что Карелия уже не один год «саботирует» расселение. Как отметил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, два региона – Карелия и Забайкалье – систематически не выполняют программу:
– Владимир Владимирович, есть два региона – это Карелия и Забайкальский край, которые не просто в 2015 году показали плохие результаты, но они фактически ежегодно с тех пор, когда началась реализация этой программы, они фактически ее саботируют. Мы, конечно, штрафуем. Но штрафные санкции могут плохо отразиться на бюджетах регионов.
– Может, вы им денег не давали вовремя или в недостаточном количестве? – поинтересовался Владимир Путин.
– Нет, деньги перечислялись вовремя.
– А куда они деньги дели? – поинтересовался Путин.
– Они остаются в бюджетах регионов, и они должны быть возвращены в виде штрафов.
– А как они объясняют положение дел? – продолжал спрашивать президент.
– Тем, что не могут администрировать программу. Разводят руками...
Владимир Путин тогда попросил принять кадровые решения в отношении регионов, где сорвана программа по расселению ветхого жилья. И в Забайкальском крае такие решения были приняты: там губернатор ушел в отставку.
Худилайнен же практически вышел сухим из воды: отделался выговором от президента, хотя ситуация с расселением ветхого жилья в Карелии на тот момент была гораздо хуже, чем в Забайкальском крае. Срыв программы в республике Александр Петрович объяснил виной подрядчиков и некоторых чиновников, которые к тому моменту уже в правительстве не работали.
Примечательно, что не прошло и месяца с момента вынесения Худилайнену выговора, как в Карелии под угрозой срыва оказалась еще одна важная для людей программа – капитального ремонта домов.
Выжили местных предпринимателей
Спустя всего год губернаторствования Худилайнена чиновники «выжили» местных предпринимателей с транспортного рынка Петрозаводска.
То, что конкурс по организации пассажирских перевозок в Петрозаводске пройдет не в равных для всех условиях, стало понятно в июне 2013 года. Тогда транспортная компания «Автопассаж» в первый раз подала жалобу в карельское УФАС. Бизнесменов сильно удивили условия конкурса на организацию пассажирских перевозок. Закрались подозрения, что при его проведении городские власти лоббируют интересы определенных компаний. В частности, тогда только появившейся на рынке компании «Миракс-Авто», выпустившей на улицы Петрозаводска автобусы ПАЗ с питерскими номерами.
УФАС жалобу «Автопассажа» удовлетворило и потребовало от администрации изменить условия конкурса. Чего мэрия делать не стала и снова объявила конкурс. Местные предприниматели подали повторную жалобу в УФАС с точно такими же претензиями. И вот тут началось самое интересное.
Антимонопольная служба Карелии отказалась удовлетворить жалобу петрозаводских транспортных компаний по поводу конкурса по организации пассажирских перевозок. Доводы перевозчиков, что условия конкурса позволят выиграть определенным компаниям, на этот раз посчитали почему-то недостаточно вескими.
– Мы в первый раз обращались по тем же основаниям, что и сейчас. И конкурс тогда отменили. Но мэрия не изменила условия, снова объявила конкурс, и теперь нам говорят, что наша жалоба безосновательна, – недоумевали тогда в «Автопассаже».
Руководство УФАС свои действия объяснять отказалось.
В результате, как и предполагали местные предприниматели, в конкурсе победили компании, арендующие питерские автобусы.
Абсолютно никаких вопросов не возникло бы, если бы эти компании победили в честной борьбе, в конкурсе, где равные условия для всех. Неудивительно было бы, и если бы победили компании, хорошо зарекомендовавшие себя в других регионах страны, с отличной репутацией, и петрозаводчане бы увидели, как улучшилось качество перевозок. Однако на рынок пришли компании-новички, вроде официально зарегистрированные в Петрозаводске, но почему-то использующие питерские автобусы. И вот ведь какое совпадение: появились эти компании после прихода в Карелию из Ленинградской области губернатора Александра Худилайнена. Петрозаводские же перевозчики тогда потеряли свой бизнес, который строили более 10 лет.
Пригородные перевозки
Очередным скандалом в истории республики обернулась и история с пригородными перевозками. В марте прошлого года карельские предприниматели, занимавшиеся этим видом бизнеса, забили тревогу. Люди были в отчаянии: карельское правительство изменило условия конкурса, и участие в нем стало доступно только крупным транспортным компаниям из Питера. Сотни рейсов были распределены всего в четыре конкурсных лота вместо прежних 98. Соответственно, одним из новых условий стало требование, чтобы автопарк компаний был не меньше 20 машин, тогда как в республике работает много небольших компаний с 4-9 машинами в автопарке.
– У нас небольшое предприятие, без работы останутся всего 8 человек. Но представьте, сколько таких предприятий в республике и сколько людей в итоге потеряют работу, – заметил тогда представитель сегежского предприятия «Рапид» Виктор Шлегель.
Таких предприятий по Карелии оказалось около тридцати.
– Чем руководствовались при делении? – недоумевали перевозчики. – На заседании УФАС представитель Госкомитета по транспорту сказал, что, мол, объединяли по рентабельности и нерентабельности. Но и раньше нерентабельные рейсы давали в нагрузку к рентабельным.
Весной прошлого года карельские перевозчики неоднократно обращались в Карельское управление Федеральной антимонопольной службы и прокуратуру республики. В частности, в своем обращении к прокурору Карелии Карену Габриеляну Виктор Шлегель просил его проверить законность действий республиканского Комитета по транспорту, выступившего организатором конкурса на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки. В начале июля (изначально он должен был состояться в мае, но по решению суда был приостановлен) конкурс все-таки состоялся. По всей видимости, правоохранительные органы сочли его вполне законным.
В отчаянии карельские перевозчики писали даже Владимиру Путину. Они поведали президенту о том, как в республике лоббируются интересы питерского бизнеса, как пытаются уничтожить троллейбусные перевозки в Петрозаводске, какие старые автобусы ездят по городу, как разваливали ГУП «Карелавтотранс».
«При активной поддержке правительства Республики Карелия в Республику Карелия «идёт крупный бизнес» из Санкт-Петербурга, в том числе и в транспортную сферу. Мы ничего не имеем против Санкт-Петербурга и его бизнесменов, нас возмущают их методы «захода» на рынок через республиканскую исполнительную власть, – писали местные предприниматели. – Рынок автобусных перевозок в Карелии (как и многие другие сферы экономики республики) усиленно «зачищается» для крупного питерского бизнеса путём выдавливания и уничтожения не только небольших частных организаций и индивидуальных предпринимателей, платящих ежегодно от 30 тысяч до 1 миллиона рублей налогов в бюджет Карелии каждый, но и уничтожения крупных государственных предприятий».
Происходящее на рынке пригородных автобусных перевозок председатель Госкомитета по транспорту Игорь Жадановский тогда объяснил благими намерениями: лоты, мол, укрупнили вовсе не для того, чтобы выжить местных предпринимателей, а для того, чтобы сохранить маршрутную сеть и обеспечить транспортную доступность самых малонаселённых и отдаленных поселков. На тот момент по 23 маршрутам в республике движение не осуществлялось, так как рейсы убыточны и желающих работать на них не было. В результате «благие намерения» привели к тому, что рейсовые автобусы не только не увеличили географию передвижения, но и сократили кратность поездок по существующим маршрутам.
Худилайнен уверял, что после нового конкурса пассажирам станет комфортнее. Результат этих обещаний не заставил себя долго ждать: в июле прошлого года пригородные автобусные перевозки в считанные дни превратились для жителей Карелии в пытку. Это был результат стараний правительства Карелии.
Газификация Олонца
Газификация Олонца стала одним из самых больших разочарований для его жителей. Несколько лет олончане ждали появления голубого топлива, а когда оно появилось, очень захотели снова перейти на уголь, мазут и дрова.
Напомним: в феврале текущего года город взорвался возмущением: счета, выставленные компанией «Петербургтеплоэнерго» (дочернее предприятие «Газпрома») оказались непомерно высокими.
– Пенсия у олончан восемь тысяч рублей. За тепло надо платить в среднем 6 тысяч рублей. Как жить? – возмущались местные жители.
Надо признать, что с приходом газа в Олонце действительно стало гораздо теплее. По словам местных жителей, раньше зимой температура воздуха в помещениях зачастую не превышала 16 градусов, а в январе-феврале поднялась до 28.
Именно «перетопом» региональные власти объяснили возросшие коммунальные платежи. Как рассказал и.о. заместителя главы Карелии по развитию инфраструктуры Игорь Ширшов, до газификации горожане «замерзали» из-за плохой работы угольных котельных и устанавливали в жилых помещениях дополнительные секции на батареи. А когда отопление заработало на полную мощность, из-за избыточного количества батарей температура в квартирах достигла 27-29 градусов. Жители были вынуждены держать окна открытыми – фактически топить улицу.
Однако власти не объяснили, почему горожанам пришлось платить за отопление улиц, да еще по 3303 рубля за одну гигакалорию. В соседней Ленобласти в городе Лодейное Поле (53 километра от Олонца) тариф на две тысячи меньше.
Выяснить происхождение огромных сумм в счетах за отопление пыталась специальная комиссия: оказывается, при переходе на новый вид топлива «Петербургтеплоэнерго» не проводило пробные пуски тепла, чтобы выявить и устранить возможные неполадки. Крайними, правда, оказались управляющие компании, не сумевшие отрегулировать отопительные системы в домах и не убедившие жильцов многоэтажек снять лишние секции батарей. Впрочем, без пробных пусков сделать это было невозможно. Кроме того, члены комиссии обнаружили, что в тариф заложены расходы на выплаты по кредиту, который «Петербургтеплоэнерго» брало на покупку оборудования.
Надо сказать, что в феврале вопросы к «Петербургтеплоэнерго» у жителей Карелии возникли не впервые. Еще в 2011 году руководство республики перевело системы отопления Приладожья из муниципальной собственности в республиканскую и по итогам конкурса передало «Петербургтеплоэнерго» всю теплоэнергетику Олонецкого, Сортавальского, Питкярантского и Лахденпохского районов. Теплоснабжающая организация, по сути, превратилась в монополиста, и стоимость тепла тут же резко выросла без каких-либо объективных предпосылок. Это не осталось без внимания Контрольно-счетной палаты РК. Проверка подтвердила, что тарифы выросли в несколько раз. Например, в Ильинском сельском поселении – на 344 процента, в Питкярантском городском поселении – на 192 процента, в Импилахтинском сельском поселении – на 154 процента. Но даже после проверки снижения тарифов на тепло не последовало.