Общество «У меня же не завод!»

Губерния
№39 (1062) 28.09.2016

В нашу редакцию Александр Самусенко пришел с большой коробкой. В ней – сгоревший электрический счетчик. Точнее, то, что от него осталось – несколько проводов и часть корпуса со стеклом. Уцелели и барабанчики с цифрами. Александр считает, что именно из-за них спустя месяц он получил счет за электроэнергию на 176 тысяч 207,75 рубля.

Прибор пострадал во время пожара, который произошел еще весной – 24 марта. В то время в своем доме в поселке Верховье Александр не жил постоянно – переехать планировали только этим летом. Но в ночь пожара семья ночевала в доме, поэтому огонь удалось быстро потушить. Сгорели сам счетчик – как утверждает Александр, именно с него и начался пожар, и часть кухни.

– Утром я сделал все, как положено: позвонил в ТНС «ЭнергоКарелия», объяснил ситуацию, и мне сказали, что выбрасывать старый счетчик нельзя. Надо поставить новый и ждать электриков. Им нужно показать старый счетчик в качестве подтверждения того, что он действительно сгорел, и историю с пожаром я не придумал, – вспоминает Александр Самусенко.

Спустя неделю к Александру приехали электрики из Прионежской сетевой компании. Они осмотрели старый счетчик и принялись взламывать стекло.

– Я спросил: «Зачем вы ломаете?» Они говорят – чтобы посмотреть. Ну, я возражать не стал, думал, что так надо делать, они же все-таки специалисты. Кстати, тогда энергетики предположили, что возгорание могло произойти из-за слабых контактов. Потом дали подписать акт об опломбировании нового счетчика. Ну, я смотрю – правда, вот номера, вот пломбы, и я подписал акт. И документ, где были показания старого счетчика, тоже подписал, – рассказывает Александр.

Те же электрики обещали, что плата за энергию будет пересчитана по средним показателям, по их словам, так всегда делается, если счетчик неисправен. Однако вскоре Александр Самусенко получил счет на 176 тысяч 207,75 рубля за год. Тут надо сказать, что пока в доме никто не жил, оплата производилась в особом режиме, непривычном для жителей, например, Петрозаводска. Раз в несколько месяцев хозяева сообщали в ТНС «ЭнергоКарелия» показания счетчика, а потом получали квитанцию. На этот раз энергетики пояснили: такая сумма возникла потому, что за зиму дом Александра потребил

85 000 киловатт электроэнергии. А основанием для расчета стали цифры на старом, сгоревшем счетчике.

– Как я мог столько нажечь, если даже не жил в доме постоянно? – удивляется Александр. – У меня же не завод, а цифры на поврежденном счетном механизме стеклом не закрыты и никак не зафиксированы.

Александр Самусенко обратился с претензией в адрес энергетиков. Из полученного ответа следовало, что выставленный счет пересмотру не подлежит.

Летом семья, как и планировала, перебралась на постоянное жительство в деревенский дом. Обустаривались постепенно, за несколько месяцев подключили насос, бойлер, теплые полы. Надо сказать, что к этому Александр готовился заранее. Еще в 2012 году он получил от ТНС «ЭнергоКарелия» разрешение увеличить мощность подачи энергии в дом с 5 до 15 киловатт. Это было нужно для того, чтобы смогли работать насос, бойлер, теплые полы и другая техника. По словам Александра, для того чтобы дом переключили на другой режим энергоснабжения, он даже указал в списке сварочный аппарат.

– У меня его нет и не было, – говорит Александр. – Просто мне сказали, что если хочешь наверняка переключиться, то укажи в заявке как можно больше энергоемкой техники.

А на днях к Александру приехали представители Прионежской сетевой компании. Свой визит они объяснили внеплановой проверкой на предмет незаконного подключения. Правда, предъявить наряд-задание не смогли.

– Тогда они начали говорить, что у меня не сходятся показания, хотя эти показания они сами проверяли в апреле. Естественно, я их не пустил, и тогда мне пообещали отключить электричество, – рассказывает Александр. – В понедельник я поехал в ТНС «ЭнергоКарелия», и там подтвердили, что меня должны отключить.

При этом энергетики утверждают, что уведомляли Самусенко о предстоящем отключении. Однако сам Александр уверяет, что никакого уведомления не получал, а подпись на квитанции о получении письма сделана не им. Искать истину Александр Самусенко решил в суде – в исковом заявлении он просит провести перерасчет и требует моральную компенсацию в размере 100 тысяч рублей.

– В постановлении правительства сказано: если счетчик поврежден, то расчеты проводятся по средним показателям, поэтому такое начисление я считаю незаконным. Раньше мы платили около 5000 рублей в год. Ладно, допустим, выросли тарифы, ладно, в дом подаются не стандартные 5 киловатт энергии, а 15. Все это вместе может отразиться на стоимости, но не настолько! – поясняет свою позицию Александр.

И вспоминает, что за 4 года никто из представителей энергокомпаний ни разу не поинтересовался ни показаниями счетчика, ни незаконными подключениями. Интерес возник только после пожара и образовавшегося долга.

– Выходит, если бы я вместо сгоревшего счетчика молча поставил новый и молча стал бы пользоваться, то всех и дальше это устроило бы? – задается вопросом Александр Самусенко.

И, похоже, готов пожалеть, что сделал все по закону.