Не успев отойти от послевыборной эйфории, глава Карелии Александр Худилайнен рьяно взялся за экономию бюджетных средств. Вот только начал карельский губернатор не с сокращения собственного жалованья или своих министров, а с доходов одной из самых социально незащищенных категорий жителей республики – пенсионеров.
18 октября в парламенте Карелии состоялось первое заседание комитета по здравоохранению и социальной политике под председательством Алексея Хейфеца. Депутаты одобрили губернаторский законопроект об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2017 год в размере 8593 рубля. Сейчас этот минимум, применяемый для расчета социальной доплаты к пенсии, составляет 8803 рубля.
«Эта сумма определена в соответствии с федеральным законодательством на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания», – говорится в представленных депутатам документах. Однако факт остается фактом: инфляция растет, цены в магазинах повышаются, коммуналка увеличивается, а прожиточный минимум карельского пенсионера падает.
Мы обратились к депутату Законодательного Собрания Карелии Ольге Залецкой с просьбой пояснить, почему комитет принял такое решение.
– Голосования на комитете «против» нет, есть только «за». Я и Татьяна Богданова не голосовали, остальные члены комитета – Алексей Хейфец, Марина Гуменникова, Михаил Стоцкий, Леонид Лиминчук – проголосовали за принятие этого законопроекта, – рассказала Ольга Залецкая. – Я задала вопрос докладчику, имеем ли мы право установить более высокий прожиточный минимум – хотя бы не ниже уровня 2016 года. Замминистра социальной защиты труда и занятости Карелии Елена Фролова подтвердила, что можем, но в бюджете на это нет средств. Иначе потребуется увеличение расходов бюджета на доплаты пенсионерам, чьи пенсии не дотягивают до прожиточного минимума. Обращаю ваше внимание, что уже в прошлом году прожиточный минимум по Карелии составлял, со слов специалистов, чуть более 10 тысяч рублей, но был принят депутатами утвержденный средний уровень по России в размере 8803 рубля, который существенно ниже фактического по нашей республике! По итогу, уже в прошлом году большое число людей в Карелии с доходами ниже прожиточного минимума получить его по принятому закону не имели возможности, а получали по усредненному в РФ. На мой взгляд, данный закон существенно ущемляет права данной категории граждан. А в этом году прожиточный минимум уменьшается аж до 8593 рублей! Мне не понятно, почему. Инфляция по всей стране растет пугающими темпами, а прожиточный минимум уменьшается.
Вопрос нам принесли на рассмотрение только за час до заседания комитета, естественно, об изучении и анализе законопроекта нет и речи. После заседания мы собрались со всеми присутствующими членами комитета обсудить дальнейшую работу и пришли к выводу, что проголосовали, не до конца разобравшись в данном вопросе. Все члены комитета понимают социальную значимость данного законопроекта и договорились, что я и Марина Гуменникова до рассмотрения на сессии организуем дополнительную консультацию со специалистами Минтруда и доведем полученную информацию до депутатского корпуса.
Вот такая арифметика у республиканских властей. А теперь обратимся к декларациям о доходах губернатора Худилайнена, который выступил инициатором сокращения размера прожиточного минимума для карельских пенсионеров. Назначен к нам он был в 2012 году, и доходы его, судя по этим декларациям, у него отнюдь не падают. Да и землей, и квартирами подразжился за эти годы Александр Петрович. Если в 2012 году у него имелись: земельные участки: 2 024 кв. м (1 шт.); жилые дома: 78 кв. м (1 шт.); квартиры: 52,4 кв. м (1 шт.), то в 2015 году: земельные участки: 2 024 кв. м (1 шт.); жилые дома: 108,5 кв. м (1 шт.); квартиры: 143,7 кв. м (2 шт.); гаражи: 942,85 кв. м (0.5 шт.).
Вот уж кому кризис и инфляция, действительно, нипочем. А Карелия тем временем летит в долговую яму со свистом. Если бы сейчас «оптимизировать» доходы главы республики и его коллег по чиновничьему цеху, возможно, нашлись бы деньги на дотации пенсионерам, врачам, учителям, многодетным. Но это, видимо, из области фантастики…