Подземный переход под железнодорожными путями в Петрозаводске давно уже превратился в своеобразный арт-объект современного искусства. В эдакий памятник Тихому Ужасу. Зловещий, мерцающий полумрак, вечная сырость, уродливые стены и словно ведущие в преисподнюю разбитые, сточенные и разваливающиеся прямо под ногами ступеньки. Весной, в период таяния снега, и во время сильных дождей этот мрачный тоннель превращается в мелкий грязноводный бассейн. Одним словом, идеальное место если не для преступления, то как минимум для съемок триллера.
Этот единственный в столице Карелии подземный переход был построен еще при Брежневе и с той поры, как не дико это звучит, ни разу толком не ремонтировался. При этом потребность в ремонте очевидна. Ходить через железнодорожные пути опасно и вообще запрещено. По идее, каждый, кто пытается перебежать на Перевалку через рельсы, может быть оштрафован полицией. Карабкаться же на ту эстакаду, которая заботливо проложена над вокзалом, под силу далеко не всем. Людям с тяжелыми вещами, старикам и инвалидам преодолеть подъем на этот мост совсем не просто. А зимой спуск по его дико скользким ступенькам превращается в рискованный аттракцион даже для людей молодых и здоровых. Остается подземный переход. Но он ужасен.
В конце лета по городу разнеслась благая весть: тоннель отремонтируют. Уже утвержден проект, ремонт будет стоить три с половиной миллиона рублей. Правда, в этом году на него удалось сыскать только 800 тысяч, но и на эти деньги хотя бы часть работ, но сделают. Одновременно сообщалось о том, что транспортная прокуратура обратилась в суд с требованием закрыть переход, так как его ступеньки не соответствуют уже элементарным нормам безопасности. Суд обязал мэрию привести ступеньки в порядок. Мэрия обещала починить их на эти 800 тысяч, но шли месяцы и ничего не происходило.
Как нам объяснил депутат Петросовета Валерий Матвеев, проблема оказалась в том, что на объявленный мэрией аукцион почему-то никто не заявился. На всем белом свете не нашлось ни одного желающего привести в порядок наш подземный переход. Но мэрия будет объявлять новые конкурсы, и однажды кто-нибудь обязательно появится. На «осмеченные» 800 тысяч, по словам Матвеева, планируется не только исправить лестницу с пандусом, но и заменить издевательские в своей тусклости «антивандальные» светильники, а также почистить ливневую канализацию.
– Весной же приходилось мотопомпами оттуда воду выкачивать, они не выдерживали – горели, воды по щиколотку было, – напомнил Матвеев. – Сейчас переход хотя бы убирают. А то ведь много лет в нем еще мусор валялся, как на помойке.
В дальнейшем, когда город изыщет оставшиеся 3 миллиона, ливневая канализация будет полностью переделана, электропроводка – полностью заменена и стены выложены плиткой. Проект, правда, не предусматривает возвращения лестницы, по которой можно было бы, как прежде, попадать в переход прямо с перрона. Людям, сошедшим с поезда, чтобы добраться до находящейся в 50 метрах от них Перевалки, по-прежнему нужно будет выходить в город, доходить до улицы Горького и заходить в тоннель оттуда. Неудобно, но, в конце концов, все лучше, чем ничего.
Как объяснил депутат, в такое бедственное положение переход попал в связи с ведомственной неразберихой. Так исторически сложилось, что, находясь на балансе города, территориально он расположен на земле, принадлежащей железной дороге. А это делало неразрешимыми любые добрые начинания.
– При советской власти никакого ведомственного деления не было, – объясняет Матвеев. – Государство построило подземный переход, государство за него и отвечало. А теперь оказалось, что переход находится на балансе городской администрации, но она ничего не может сделать без согласования с РЖД. А РЖД – такая организация, что любую запятую с ней нужно согласовывать по сорок дней. Притом брать раздолбанный тоннель на свой баланс РЖД по вполне объяснимым причинам не хочет.
Сейчас, по словам депутата, между администрацией Петрозаводска и РЖД существует негласное соглашение: после первой стадии ремонта железная дорога вроде бы будет готова взять переход на свое попечение. Но вот вопрос. Если РЖД заберет переход у города, то город уже не будет иметь полномочий на завершение ремонта. А захочет ли железнодорожное руководство вкладывать деньги в более-менее подлатанный объект?
Впрочем, у этой истории есть еще одна сторона. Ее нам осветила жительница Перевалки Валентина Строгонова. Она уверяет, что несколько лет назад (по ее данным, в 2008 году) ремонт в подземном переходе уже производили. И она помнит, сколь халтурно этот ремонт проводился.
– Они тогда в октябре начали укладывать ступеньки. Но бетонные работы нельзя же проводить при низкой температуре. Это же любой строитель знает. При соблюдении технологий ступеньки должны были 20 лет простоять, а так они и трех лет не продержались. Бетон, опять же, вылили прямо на землю. Как такое можно было сделать? Любое попадание земли губительно для бетона, его в специальном корыте держать надо, а они – на землю. Кроме того, они привезли с гравийным наполнителем. Он должен быть мелким и мытым, а был крупный и серый. То есть самый дешевый. Заливать стали при минусовой температуре. В итоге гравий уже в тот же год стал выкатываться из ступенек. Деньги, считай, просто на ветер выкинули.
Валентина Васильевна – человек особый. Каждый свой разговор записывает в специальную тетрадь. Когда, с кем, о чем. Она уверяет, что ответственные лица в мэрии ей говорили, что на ремонт перехода тогда было выделено 6 миллионов рублей, а потом оказалось, что непосредственно до рабочих дошло только 800 тысяч. Тогда же, по ее словам, и был зачем-то засыпан один из люков ливневой канализации. В общем, она боится, чтобы в этот раз не получилось так же. Тем более что дело к зиме, деньги надо реализовывать, как бы не начали снова лить бетон при минусовой температуре.
В мэрии Петрозаводска подтвердили, что ремонт лестницы в переходе действительно проводился. Правда, не в 2008, а в 2011 году. Так что здесь Валентина Васильевна несколько ошиблась. Впрочем, любой человек может подойти к переходу со стороны Перевалки и посмотреть, в какое состояние пришла эта лестница всего за 5 лет после ремонта. В такое, что даже прокуратура требует запретить людям по ней ходить. Так что, сдается, в главном Валентина Строгонова не ошибается – деньги, по большому счету, были тогда потрачены как-то неправильно.
Матвеев обещает, что опасения неравнодушной горожанки по поводу предстоящего ремонта напрасны. В конце концов, раз подрядчик так и не нашелся, 800 тысяч потратят в этом году на что-нибудь другое и внесут эту сумму в бюджет на следующий год. А уж в следующем году, бог даст, рано или поздно, в один прекрасный день, может быть, если все будет хорошо, то кто-нибудь, глядишь, и найдется.